Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 86-87
Владимир Маяковский "Необычайное приключение"
Проверьте себя
1. Понравилось ли вам стихотворение? Что общего между поэтом и солнцем? Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе?
Мне понравилось это необычное и немного смешное стихотворение. Поэт пригласил солнце на чай и долго с ним беседовал.
Они сошлись во мнении, что между ним есть общее: им нужно светить каждый день, одному своими лучами, второму - стихами.
Поэт готов к трудной работе, потому что она приносит конкретную пользу другим людям.
2. Внимательно вчитайтесь в стихотворение. Как меняется настроение поэта на протяжении рассказа и как это можно передать при чтении? Перечитайте начало и конец стихотворения. Одинаков ли ритм в этих отрывках?
В начале стихотворения поэт зол, дерзок, непочтительно обращается к солнцу. Это читается громко, язвительно.
Потом он испуган и сконфужен. Это читается тихо, осторожно.
В конце поэт весел и уверен в себе, он пришёл к определённому выводу. Это читается небрежно, как самое обычное дело.
Начало стихотворения читается с спокойном ритме, концовка - быстро, решительно.
Фонохрестоматия
1. В стихотворении поэт трижды восклицает "Я крикнул солнцу", но содержание того, что он крикнул, заметно меняется. Меняется ли при этом интонация актёра? Согласны в с тем, как эту часть стихотворения читает актёр? Как бы это сделали вы? Почему?
Интонация актёра почти не меняется. Слазь он говорит буднично, как советовал сам Маяковский, Дармоед говорит с лёгким гневом, чуть повышенным тоном, слово Погоди, актёр читает ещё громче, гнев поэта нарастает.
Мне кажется это правильным чтением стихотворения и я прочитала бы точно так же.
2. Почему перед словами "Что я наделал" звучит музыка? Какие части стихотворения разделяет музыкальная фраза?
Этот музыкальный отрывок знаменует кульминацию. Поэт дерзил солнцу и испугался последствий.
Музыкальная фраза разделяет гнев поэта и его внезапный испуг.
3. Как меняется характер чтения актёра от сцены встречи поэтом пришедшего солнца до сцены дружеского разговора за самоваром?
При появлении солнца поэт напуган. Актёр читает эти слова медленно, передавая испуг. Но потом поэт приходит в себя и актёр начинает читать текст просто, в ритме обычного дружеского разговора, поэт уже шаловливо бьёт солнце.
4. Почему последние строки стихотворения актёр читает торжественным, ораторским тоном?
Это лозунг, это обращение поэта к народу, поэт здесь выступает как оратор, он словно говорит с трибуны.
5. Как вы понимаете слова и словосочетания: тупая сонница, до дней последних донца, златолобо? Найдите другие неологизмы - новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение.
Совершенствуем свою речь
Известно, что поэт ввёл в стихотворения много новых слов (неологизмов). Назовите некоторые из них. Как они образованы?
Примеры неологизмов Маяковского:
Занежен, то есть избалован. Это краткое причастие, образованное от глагола Нежить с добавлением приставки За-.
Златолобо, то есть обладающее золотым лбом. Это краткое прилагательное, сложное слово, образованное соединением прилагательного Златой и существительного Лоб.
Вспоём, то есть запоём вместе. Это глагол, образованный от глагола Петь с добавлением приставки Вс-.
Трезвонится - звенит сам. Это возвратный глагол образованный от невозвратного глагола Трезвонить добавлением суффикса Ся-.
2. Объясните слова и словосочетания:
В сто сорок солнц закат пылал - очень ярко.
В июль катилось лето - заканчивался июнь.
Пригорок горбил - вздымался горбом посередь дороги.
Кривился крыш корою - крыши домов в деревне были покрыты корой.
Солнце ало - ярко-красное солнце.
Занежен - избалован.
Из солнца ясь - сияние, лучи солнца.
Трезвонится - звенит сам собой.
Творческое задание (опыт филологического исследования)
Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов (смотреть в оба, сколько лет, сколько зим, никаких гвоздей) и объясните, какую роль они играют в тексте. Какие значения слова светить появляются в тексте Маяковского? С помощью каких средств изображения автор раскрывает простоту и величие будничного труда поэта и солнца? В чём главная мысль стихотворения? Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?
Авторские фразеологизмы:
Эти фразеологизмы автор использует как лозунги, как призыв к действию, честному выполнению своей работы, какой бы трудной она не была.
Слово светить в тексте не только описывает работу солнца, но и работу поэта.
Солнце светит лучами. Это прямое значение слова "Светить". Поэт светит стихами, то есть пишет их для людей. Это переносное значение слова "Светить". Более широкое значение этого слова - работать, честно выполнять свой долг.
Простота и величие труда солнца и поэта раскрыта в диалоге между ними. При этом автор широко использует метафоры и чёткий ритм.
Главная мысль стихотворения в том, что человек должен честно выполнять свой долг, как бы трудно не было. Он должен приносить людям пользу тем, что умеет лучше всего.
Это звучит убедительно и я согласна с поэтом. Трудись - и твои старания будут оценены по заслугам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий