вторник, 8 октября 2024 г.

Итоговые вопросы к лирике А. Пушкина, ответы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 318

Итоговые вопросы к лирике А. Пушкина

Размышляем о прочитанном

1. Стихотворения в учебнике расположены в хронологическом порядке. Проследите и проанализируйте, как меняется лирический герой и настроение стихотворений. В каких стихотворениях можно найти черты романтизма, а в каких - реализма?

Лицейская лирика Пушкина полна романтизма, герой - страстный романтик, обуреваемый яркими, новыми для него чувствами. Настроение этих стихотворений всегда радостное, несмотря на разлуки. В них нет ностальгии, но много мечтаний о светлом будущем.

В ранней лирике 1820-1822 годов появляются философские мотивы, рассуждения о смысле жизни, о мире. Эти стихотворения также относятся к романтизму, их герой всё ещё наивный мечтатель, который воспринимает неудачи скорее как случайности, чем как закономерности. В настроении часто проскальзывают грустные нотки.

В 1823 году в лирике поэта появляется неуверенность, сомнения, поэт переживает душевный кризис. Он продолжает искать смысл жизни и творчества, задаёт много вопросов, которые требуют ответов. Настроение этих стихотворений скорее печальное, герой погружён в раздумья, он понимает, что мир сложнее, чем ему казалось.

В 1824 году наступает перелом. Лирический герой прощается с романтизмом, он становится больше реалистом. В настроении всё чаще проскальзывают нотки тоски и ностальгии.

К 1826 году черты романтизма сохраняются только в любовной лирике поэта, а вот философские, программные стихотворения ("Пророк") несут черты реализма. Поэт приходит к выводу, что поэзия рождается свыше, она от Бога. Герой становится серьёзным, понимающим свою роль в мире, готовым на жертвы для исполнения своего предназначения.

В начале 30-х годов Пушкин переживает творческую зрелость. Его герой становится спокойным, предпочитающим осень весне, ценящим простоту жизни. Он начинает задумываться о смерти, о том, какое наследство оставит следующим поколениям. Стихотворения часто наполнены ностальгией, воспоминаниями, но и уверенностью в вечности красоты природы, поэзии.

В последние годы жизни поэт приходит к выводу, что личная свобода важнее общественной, он ищет успокоения в простых домашних радостях. Он подводит итог своей жизни и творчества, гордится созданным памятником и верит, что имя его будет жить в веках.

2. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем "берёт в плен" лирика поэта? Как вы понимаете фразу: "Жизнь в лирике Пушкина увидена "сквозь магический кристалл" прекрасного и человечного?

Предметом поэзии Пушкина была действительная жизнь.

Поэт писал не только о прекрасных сторонах жизни, он не пытался приукрасить действительность, просто он считал, что основу бытия составляет прекрасный миропорядок. А потому все его стихотворения пробуждают в читателе чувства добрые.

3. Выпишите темы (любви, дружбы, поэта и поэзии, философская и др.), к которым обращался Пушкин, и распределите стихотворения, представленные в учебнике, по группам.

Темы стихотворений Пушкина:

Любовь: "К Морфею", "Я помню чудное мгновенье", "Я вас любил: любовь ещё быть может", "Мадонна".

Дружба: "Разлука".

Поэта и поэзии: "Пророк", "Осень", "Поэт", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".

Философская: "Погасло дневное светило", "Кто, волны, вас остановил", "Свободы сеятель пустынный", "К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Пора, мой друг, пора", "Отцы пустынники и жены непорочны".

Отношение к власти, политика: "Стансы", "Клеветникам России", "Из Пиндемонти".

Мистика: "Бесы".

Воспоминания: "Вновь я посетил".

Религия: "Подражания Корану".

4. В стихотворениях Пушкина много строчек (шутливых, серьёзных), посвящённых творчеству других писателей. Назовите некоторые из этих строк.

Из стихотворений, приведённых в учебнике, сразу обращает на себя стихотворение "К морю", в котором есть такие строки: "Он был, о море, твой певец". Они относятся к Байрону, творчеством которого Пушкин восхищался.

Серьёзно и хвалебно отзывается Пушкин о своём друге Василии Жуковском в стихотворении "К портрету Жуковского": "Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль".

А вот и ироничные строки из стихотворения "Гнедичу": "С Гомером долго ты беседовал один, Тебя мы долго ожидали".

5. Какие чувства переполняют поэта, когда он вспоминает об адресатах своей любви? Как вы понимаете следующие строки: "Этот взгляд всё может выразить так чудно...", "И сердце вновь горит и любит..."?

Поэта переполняют упоение, восторг, сильные и яркие чувства, в которых он черпает своё вдохновение. Ведь без любви его жизнь пуста.

Поэт пишет, что "сам обманываться рад" (стихотворение "Признание"), что значит ему не важно, действительно ли Алина его любит, ему хочется верить, что это так, и этого будет довольно.

Второй отрывок взят из стихотворения "На холмах Грузии.." и понять его столь же легко: не может нормальный человек не любить, сколько бы разочарований он не испытывал, как бы больно ему не было иногда - он всё равно жаждет любви, потому что иначе нельзя.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

А. Чехов "Тоска", ответы на вопросы учебника", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страницы 20-21 А. Чехов "Тоска" Размышляем о п...