пятница, 2 августа 2024 г.

Н. Карамзин "Бедная Лиза", ответы на вопросы учебника, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 87-88

Н. Карамзин "Бедная Лиза"

Может быть полезно: краткое содержание повести "Бедная Лиза"

Размышляем о прочитанном

1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную программу выдвинули сентименталисты и развитию каких жанров они содействовали?

Периоды жизни и творчества Карамзина

Карамзин родился 1 декабря 1766 года. Детство провёл в имении на берегах Волги. Учился в Московском университете, служил в Преображенском полку. В 1783 году начал литературную деятельность с перевода "Деревянной ноги" Геспера. Примкнул к масонам, потом порвал с ними. Первой повестью Карамзина стала "Евгений и Юлия". Побывал за границей, интересовался французской революцией. Написал "Письма русского путешественника". В 1791 году начинает издавать "Московский журнал". В 1792 году пишет повесть "Бедная Лиза". С 1801 года издаёт журнал "Вестник Европы". С 1803 года - официальный историограф. В 1818 годы вышли 8 томов "Истории государства Российского". Всего было выпущено 12 томов "Истории".

***

Карамзина называют родоначальником сентиментализма, потому что он первым стал писать в этом направлении, его повесть "Бедная Лиза" стала первой сентиментальной повестью.

Основные черты сентиментализма: в центре сюжета стоит человек, наделённый чувствительностью; задача - просвещение и воспитание доброй души; противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы; использование просторечия; изящество слога.

Литературная программа: изменить критерии ценности человека на основе чувствительности; приблизить литературу к жизни.

Сентименталисты способствовали развитию жанров: повесть, элегия, баллада.

Кипренский "Бедная Лиза"

2. Проанализируйте повесть "Бедная Лиза". Какими описаниями начинается это произведение Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания?  Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть "Бедная Лиза" следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

- Повесть начинается описаниями окрестностей Симонова монастыря, вида на Москву и поля, описанием келий монахов. В современное время эти места находятся в Даниловском районе Москвы, не так далеко от центра. Сам Симонов монастырь практически разрушен.

- Карамзин в описаниях противопоставляет красоту природы и алчный, ужасный город. Поэтому чувства возникают двоякие. Восхищение - от красоты природы, разочарование - от описания города. Также возникает чувства сожаления при чтении описания заброшенного монастыря.

- Описания в сюжете играют две роли. Противопоставление природы и цивилизации получает продолжение в противопоставлении крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Красота природы подчёркивает красоту внешности, души и поступков героев.

- Мать называла Лизу: "Божия милость", "кормилица", "отрадой старости", "любезной". Автор добавляет в описание девушки эпитеты: "нежной молодости", "редкой красоты", "нежная Лиза" и другие, подчеркивая красоту и чувствительность девушки.

- Лиза была красивой телесно и духовно. Она была очень чувствительной, робкой и нежной, страстной и верной. Эраст был легкомысленным, ветреным молодым человеком, красивым, но без особых моральных принципов, хотя и совестливым.

- Молодые люди встретились в Москве, где Лиза продавала цветы. Они сразу полюбили друг друга и сперва у них всё было хорошо: тайные свидания, объятия, платонические отношения. Потом они перешли к чувственным отношениям и Эраст стал реже бывать у Лизы.

- Расстались герои из-за того, что Эрасту нужно было ехать с полком на войну. Но на войне Эраст проигрался и решил жениться на богатой вдове. Этого Лиза не перенесла.

- Повесть "Бедная Лиза" относится к сентиментализму, так как в ней: герои чувствительные, благородные, обладающие моральными принципами; в ней противопоставлены город и деревня; в ней действуют простые люди; нет нравоучений и морали.

3. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?

Литература до Карамзина была оторвана от жизни, писалась мало понятным простому человеку языком, а потому мало читалась. Литература не выполняла роль просветителя, как должна была. Поэтому была нужна её реформа.

Карамзин отбросил высокий и низкий штили, сосредоточившись на среднем, на котором говорили образованные люди. Он избавил литературу от высокопарности, отвлечённости и от грубости. В этом состояла его реформа.

4. В чём значение творчества и личности Карамзина для России - её культуры и литературы?

Карамзин был реформатором не только литературы, но и исторической науки. Его главный вклад в литературу - сентиментализм, новое направление, в центре которого лежат чувства человека и красота природы. Это направление обогатило русскую литературу великими творениями мастеров, а значит оказало огромное влияние на культуру.

Благодаря Карамзину литература стала доступной широким слоям общества, а значит повышался общий уровень культуры и грамотности.

5. Белинский в статье "Карамзин и его заслуги" подчёркивает, что Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

Я сразу обратила внимание на лёгкий, интересный язык, которым написана эта повесть. Её легко читать и она легко понимается.

Опыт литературоведческого исследования

Прочитайте главу из "Истории государства Российского" Карамзина о времени Смуты и монолог Пимена в "Борисе Годунове" Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории России? Похож ли летописец Пимен на повествователя в "Истории государства Российского"?

Для ответа на этот вопрос обратимся к первоисточникам.

В драме Пушкина "Борис Годунов" выведен образ монаха-летописца Пимена. Это ответственный человек, который относится к своей летописи, как к долгу: "исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному". Пимен честно рассказывает о событиях прошлого: "правдивые сказания". Но при этом Пимен даёт свою субъективную оценку деятельности царей Смутного времени.

Смута началась после смерти Ивана Грозного. Уже царь Фёдор выводится Пименом молчальником, который "чертоги преобратил в молитвенную келью". К воцарению Бориса Годунова Пимен относится резко отрицательно: "Прогневали мы Бога, согрешили, владыкою себе цареубийцу нарекли".

Карамзин в "Истории государства Российского" менее эмоционален, хотя его оценка во многом сходится с оценкой Пимена. Так, царствование Фёдора Карамзин называет "слабым", упрекая царя во впадении в "послабление вредное государству".

К Годунову, который ещё при жизни Фёдора стал фактически править страной, Карамзин относится с уважением. Он упоминает о покорении Сибири, о разумной внешней политике, состоящей "в соблюдении целости, достоинства, величия России". То есть, Карамзин отбросил эмоциональность при оценке деятельности Годунова не как человека, а как правителя.

В то же время, Карамзин возмущается личными качествами Годунова, обвиняя его в лицемерии, коварстве, мстительности. Убийство царевича Дмитрия Карамзин описывает с ужасом. И хотя Годунов лично не принимал в нём участие, он "держал в руке яд и нож для Дмитрия".

Таким образом, точки зрения Пушкина и Карамзина на личность Годунова совпадают: преступление не может быть оправдано ни чем. А вот Пимен, как летописец, непохож на летописца Карамзина. Последний старается быть объективным, рассказывая не только о плохом, но и хорошем в правлении Годунова.

Развиваем дар слова

1. Подумайте, какие положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть "Бедная Лиза"? Что в повести современники Карамзина считали новаторским? Почему они так считали? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.

Диалог о повести "Бедная Лиза", пример

- Главный положительный герой повести - Лиза. А можем мы назвать положительным героем Эраста?

- Я думаю, что нет. Но Эраст и не отрицательный герой. Он поступил плохо, но мы сразу были предупреждены о его ветрености. А в конце Эраст страдает, раскаивается в своём поступке.

- У Лизы много положительных черт характера - она добрая, работящая, послушная любящая дочь, верная возлюбленная, романтичная и чувственная натура. А какие положительные черты есть у Эраста?

- Эраст искренне стремился стать лучше, он сознает свои недостатки и пытается бороться с ними, он добрый и чаще честный, он щедрый и искренний.

- Почему же финал повести такой трагический: Лиза и её мать умирают, Эраст ходит на могилу и терзается муками совести?

- Причина в ветрености Эраста, его страсти к азартным играм. Он много проиграл и как человек честный хотел вернуть долги, выбрав для этого единственный доступный для него способ. Но Эраст не учёл силы чувств Лизы, что и привело к трагедии.

- Современники считали повесть новаторской, потому что до неё подобных произведений литературы в России не было. А что же в ней было такого новаторского?

- Прежде всего отметим слог, одновременно изысканный и простой, понятный каждому. Героями стали обычные люди, словно автор описывал реальный случай. Необычной была и чувствительность героев, их страсть, любовь друг к другу и к природе. Это была повесть нового для страны жанра сентиментализма.

2. Какие слова и словосочетания из приведённых ниже можно использовать сегодня? В каких случаях?

Особливо - сейчас не используется, синоним - особенно.
Златоглавый - может использоваться по отношению к куполу храма.
Плачевная судьба - чаще используется печальная судьба, но и это сочетание допустимо.
Зажиточный - используется и сейчас в редких случаях по отношению к богатому человеку.
Худо обрабатывала - не используется, синоним - плохо обрабатывала.
Пристроить к месту - редко используется по отношению к приёму на работу.
Навернулись слёзы - используется без изменений.
Робкий голос - используется по отношению к тихому, испуганному человеку.
Читывал романы - заменено синонимом читал романы.
Пригорюнившись - используется стариками по отношению к горю.
Прелестный - используется широко.
Здешний - используется в разговорной речи.
Неразлучный - используется часто по отношению к влюблённым.
Дремучий - используется редко по отношению к лесу.
Надлежало - заменено синонимом следовало.

3. Подготовьте характеристику одного из героев повести "Бедная Лиза", включив в неё монологи и диалоги героев, описание портретов героев.

Примеры характеристик героев можно прочитать, перейдя по указанной ссылке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...