четверг, 21 марта 2024 г.

Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье" , ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 2 часть, 2023 год, Коровина, стр. 229

Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"

Глава VIII  "Это моё собственное изобретение!"

Размышляем о прочитанном

1. Есть ли сходство между фольклорными сказками и сказкой Кэрролла? Найдите такие эпизоды, если они существуют.

Сходство есть.

Например, Алиса должна была перейти ручеёк, чтобы стать Королевой. В народных сказках тоже надо выполнить ряд условий, перейти какие-то границы, чтобы кем-то стать.

Алиса путешествует по лесу, что часто происходит с героями народных сказок.

Алису спасает и помогает ей Рыцарь. В сказках у героя тоже всегда имеется волшебный помощник.

Алиса в Зазеркалье, Белый рыцарь

2. Как вы думаете, почему Алису остановил Чёрный рыцарь на Чёрном коне криками: "Эй, остановись! Шах тебе, шах!"?

Чёрный рыцарь на Чёрном коне изображал шахматную фигуру. Поэтому он и кричал: "Шах!". Он хотел сделать Алису пленницей.

Чёрный цвет всегда ассоциируется со злом. Поэтому пленить Алису попытался именно Чёрный рыцарь, а Белый рыцарь её спасал.

3. В каком тоне и почему описана ссора и поединок рыцарей? Найдите соответствия и несоответствия поведения рыцарей, известные вам из истории и исторических художественных произведений.

Ссора и поединок описаны в шутливом тоне. Это не настоящий поединок, а следование определённым условностям, стереотипам поведения, которые и высмеивает автор.

Соответствия: вызов по всем правилам; сражение на конях; признание поражения и принесение извинений.

Несоответствие: сражение идёт на дубинках; рыцари постоянно падают на голову; нет реального победителя.

4. Почему Чёрный Рыцарь счёл себя побеждённым?

Формально оба рыцаря упали, то есть победителя не было. Но Рыцари следуют стереотипам поведения, а они говорят о том, что добро должно победить. Поэтому Чёрный рыцарь признаёт поражение.

5. Найдите в тексте замеченные вами несообразности и попробуйте объяснить для чего они потребовались автору, как должны были подействовать на воображение читателя.

Несообразности в тексте понадобились автору по нескольким причинам. Прежде всего, просто чтобы развеселить и заинтересовать читателя, заставить работать его воображение. Потом - для придания тексту сказочности. Писатель хотел показать сложность нашего мира, в котором много тайн и который нами до конца не понят. Автор говорит, что восприятие мира может быть разным.

Несообразности: сражение на дубинках; улей на седле; ящик для писем для хранения вещей; способ перелезть через калитку; упасть в шлем; пудинг из промокашки.

Творческие задания

1. Какое впечатление произвела на вас Алиса? Напомнила ли она вам кого-нибудь из героев прочитанных ранее народных или литературных сказок? Дайте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Алиса показалась мне доброй и отзывчивой девочкой. Мне понравилось, как она заботилась, беспокоилась о Белом Рыцаре, который постоянно падал. При этом Алиса была любознательной, она спрашивала Рыцаря обо всём и внимательно слушала ответы. Ну и не забывала девочка о главной цели путешествия, не отвлекалась на пустяки, то есть была целеустремлённой.

Мне Алиса напомнила нескольких сказочных героев. Прежде всего, это девочка Маша из сказки "Маша и медведь", которая отличалась редкой целеустремлённостью, использовала обстоятельства, чтобы добиться своей цели - попасть домой.

Также Алиса напомнила мне Колобка. Который тоже был целеустремлённым и не представлял, куда заведёт его лесная тропинка. Так и Алиса не знает, что произойдёт с ней в следующий момент.

2. Постарайтесь найти эпизоды, в которых ярко проявилась игра слов, когда слова имеют несколько значений. С какой целью писатель использовал этот приём?

Такой у меня ход. Ход может быть у шахматной фигуры, а может означать просто шаг человека.

Рвёт волосы с корнем. Сильный ветер развивает волосы, но можно их выдёргивать рукой, с корнями.

Крепкая как ром. Крепким может быть материал, но может быть алкоголь.

Ниже голова - глубже мысли. Глубина показывает положение тела относительно земли, а глубина мысли - её продуманность, величие.

Упасть духом и упасть головой. Отчаяться или просто удариться головой о землю.

Автор использует этот приём, чтобы показать, насколько разнообразен может быть окружающий мир, и как по-разному его можно воспринимать. Наше восприятие зависит от привычек и общепринятой точки зрения, но может мы просто слишком мало знаем о мире, чтобы понимать его правильно?

7 комментариев:

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...