пятница, 17 марта 2023 г.

Каноны классицизма в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 375

Мольер "Мещанин во дворянстве"

Размышляем о прочитанном

1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии "Мещанин во дворянстве" достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?

Главный аристократ в это комедии - граф Дюрант. Он изображён умным и очень насмешливым человеком, явно получившим хорошее образование. Но при этом граф беден и беззастенчиво пользуется тщеславием Журдена, чтобы снова и снова взять у него денег якобы взаймы. Но мы понимаем, что отдавать деньги граф не собирается. Он - паразитирует на мещанстве, как паразитирует всё высшее аристократическое общество.

Представителем буржуазии в комедии выступает сам Журден. Он богат, имеет хороший дом, но мечтает стать дворянином. В своём тщеславии Журден не видит границ и утрачивает здравый смысл.

2. Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор? Покажите на примерах, как создаёт драматург человеческий характер. Чем можно объяснить поступки господина Журдена? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии? Объясните мотивы поведения других персонажей по отношению к господину Журдену.

Для создания сатирического образа персонажей Мольер использует различные приёмы.

Гротеск - Журден стремится выглядеть как дворянин, совершая ради этого явно абсурдные действия.

Гипербола - вспомним спор учителей танцев и музыки о роли своего предмета. Каждый утверждал, что без его предмета "государство не могло бы существовать".

Ирония - автор высмеивает как тщеславие Журдена, так и стремление других героев к наживе.

Поступки Журдена объясняются исключительно тщеславием и малообразованностью. Он не глуп, иначе не добился бы своего богатства, но явно пребывает в ненормальном состоянии. Для него дворянство стало идеей фикс, затмив все доводы разума и здравого смысла.

Другие персонажи паразитируют на Журдене и его мании. Учителя хотят лишь его денег и сознательно закрывают глаза на сумасбродства. Дюрант потакает Журдену, чтобы доить его как денежную корову. Клеонт использует тщеславие Журдена, чтобы добиться руки его дочери.

3. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?

Журден теряет голову при одной только мысли о дворянстве. Ради этой цели он готов на любые безумства, не понимая, как смешно выглядит со стороны других людей. А вот его служанка Николь и слуга Клеонта Ковель проявляют поразительную простоту народного характера. Они искренние, находчивые, смешливые. Их достоинство в том, что они не пытаются казаться кем-то другим.

Такими же положительными образами мне представляются сам Клеонт, который открыто признаётся, что не является дворянином, и госпожа Журден, которая пытается образумить мужа.

4. Стремление к знаниям всегда похвально. Но почему сцены уроков, которые дают господину Журдену, комичны? Каково отношение учителей к ученику? Понадобятся ли когда-нибудь господину Журдену полученные знания?

Учителя относятся к Журдену, как к чудаку. Они прямо говорят, что он хорошо платит, а именно в этом нуждаются их искусства. Журден ничего не понимает в науках и занимается в них не для того, чтобы понять, а для того произвести впечатление образованного человека. Само по себе это желание смешно, поэтому и уроки выглядят комично.

Полученные знания никогда не пригодятся Журдены, потому что они отрывочны и не дают полной картины. Как говорят в народе, он нахватался отрывков из обрывков.

5. Всегда ли господин Журден только смешон? Вызывает ли он иногда у вас сочувствие, может быть, даже поддержку? Когда и в каких случаях?

Журден богат и этим пользуется знатный, но бедный граф Дорант. Дорант потакает слабостям Журдена, и выпрашивает у него деньги. Такое отношение вызывает сочувствие к герою, потому что это нечестно. Мало того, что Дюрант берет деньги, он ещё и высмеивает Журдена.

6. Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?

Люсиль - дочь Журдена. Молодая и красивая, кажется вполне разумной девушкой. Клеонт - возлюбленный Люсиль. Умный и практичный молодой человек. Николь - служанка, бойкая и острая на язычок, Кювьель - её ухажёр и слуга Клеонта. Это положительные герои, которые пытаются излечить Журдена от мании величия.

Учимся читать выразительно

Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел этой комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?

Заглавие комедии попахивает сатирой, насмешкой. Мещанин захотел стать дворянином, но им не стал. Он просто воображает своё пребывание во дворянстве. Так я понимаю смысл заглавия.

Замысел комедии напрямую связан с жизнью Франции того времени. Король Людовик XIV заказал комедию Мольеру, чтобы тот выставил турок в смешном виде. Ведь турецкий посол посмел смеяться над короной. Это значит, что тщеславие было широко распространено среди знати того времени и Мольер вволю посмеялся, но не над турками, а над нравами своего общества.

Опыт литературоведческого исследования

В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чём он нарушает правила классицизма, а в чём следует им? Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приёмы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игру со словами, например, тарабарщину). Напишите сочинение-исследование "Каноны классицизма в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве".

Сочинение "Каноны классицизма в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"

По-настоящему талантливому писателю, драматургу всегда тесно оставаться в строгих рамках одного жанра. А Мольер был, несомненно, великим драматургом. Он жил в период расцвета классицизма, но в своих творениях зачастую смело отступал от канонов этого направления. Комедия "Мещанин во дворянстве" является показательным примером такого отступления. В ней много элементов, характерных именно для классицизма, но есть и яркие отступления от канонов этого жанра.

Мольер не стал отступать от классицизма в целом. Он использовал традиционный принцип трёх единств - действие комедии происходит в доме Журдена на протяжении одного дня. Характерным для классицизма является и представление главного героя от лица второстепенных персонажей - учителя обсуждают Журдена и рисуют его портрет для читателя. Причём в ходе действия характер Журдена не меняется, а его тщеславие оказывается главной темой комедии.

Но при этом Мольер сделал важное отступление от классицизма в части чёткого деления на жанры. Он внёс в "низший жанр" комедии такие далёкие от классицизма жанры как фарс и балет. Если балет был добавлен в комедию в угоду заказчику, французскому королю, то народный фарс был излюбленным жанром самого Мольера.

Автор использует все характерные приёмы фарса. Занятия учителей с Журденом представляют собой яркий пример одурачивания, ведь на самом деле они не учат его ничему. Подслушивание выступает основой для завязки интриги. Переодеванием и игрой со словами оборачивается представление Журдену сына турецкого султана. В этой игре Мольер доходит до абсурда, выдавая тарабарщину за турецкую речь.

Таким образом, Мольер был для своего времени новатором, человеком, меняющим привычные каноны и устанавливающим новые. Эти новые особенности комедии прижились благодаря таланту автора и стали образцом для подражания.

Мольер "Мещанин во дворянстве"


Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...