пятница, 3 февраля 2023 г.

Всеобщая история, обработанная "Сатириконом", отзыв, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 127, 129, 133-134

Тэффи "Древняя история"

Учимся воспринимать юмористическое произведение

1. Как создаётся юмор Тэффи? Проследите за построением предложений. Какие особенности построения фразы помогают сатирическому изображению исторических событий?

Тэффи использут в создании юмора гротеск, то есть преувеличенно-комическое изображение ситуации.

Характерной чертой юмора Тэффи является подчёркнуто простонародный язык изложения, опять же обычный для гротеска (вспомним Салтыкова-Щедрина), и использование народных фразеологизмов (тыкал в глаза, взятки гладки).

Часто Тэффи использует алогичность (эта система климата способствовала развитию жестокости), гиперболу, необычное сочетание эпитетов (экспансивного народа).

В предложении "Летом в Лаконии было жарко, зимой холодно" она описывает климат региона указанием общеизвестного факта, представляя его чем-то уникальным, характерным лишь для Лаконии.

А в предложении "Главный город Лаконии без всякой причины назывался Спартой" писательница продолжает подменять причины и следствия, как в первом абзаце, когда название Лаконии выведено ею из обычая говорить лаконично.

О. Дымов "Средние века"

Проверьте себя

1. Что внёс в свои рассказы о событиях средних веков Дымов? При помощи каких слов, сравнений автор придаёт юмористическое звучание рассказам об истории?

Дымов вносит в свои рассказы художественный вымысел, факты, которые придумал сам. Например, диалоги исторических лиц или якобы сообщения летописцев.

Юмористическое звучание придают рассказам просторечные слова: всыпьте, дурачьё, а также слова, подчёркивающие глупость героев: глупые, тупые, тупоголовые, почесал затылок. Ведь смеяться над чужой глупостью всегда приятно.

А. Аверченко "Новая история"

Размышляем о прочитанном

1. О каких событиях Новой истории рассказали сатириконцы?

Они рассказали об изобретении книпечатания и переходе на арабские цифры.

2. Какие художественные приёмы создают юмористическое освещение прошедших событий? В чём комичность фразы "История Средних веков постепенно и незаметно переходила в Новую историю"? Найдите приметы юмора в описании исторических событий.

Юмористическое освещение создают различные тропы: эпитеты, сравнения, гипербола, аллегория, а также разговорный язык, преуменьшение значения описываемых событий, описание героев, как людей недалёких. Автор сознательно доводит рассказ до абсурда.

3. Какие рассказы Аверченко вам известны? Чем они вам запомнились?

Я читала много рассказов Аверченко, но наибольшее впечатление на меня произвели "Этапы русской книги".

В нём говорится об упадке литературы. Сперва книги выпускались каждую неделю, потом их с трудом брали в библиотеке, затем найденные книги разрывали и продавали по кусочкам, а под конец люди ездили смотреть на виселицы, потому что они были похожи на буквы П и Г.

4. Проследите, как начинается рассказ о книгопечатании и бумаге, чем он завершается и почему в него входит словосочетания "чёрт знает на чём", "что подвёртывалось под руку"? Какой художественный эффект достигается использованием таких выражений в историческом труде?

Рассказ начинается описанием того, на чём писали люди до изобретения книгопечатания и к каким затруднениям это приводило. Закончивается рассказ гонениями Гуттенберга и его смертью в бедности.

Разговорные выражения в тексте придают ему легкомысленность, недостоверность. Автор хотел, чтобы над его историей смеялись, а не изучали.

5. Как сатириконцы рассказывали об истории? Какие художественные средства помогали сатириконцам передавать исторические события юмористически (неожиданные сравнения, эпитеты, сочетания несочетаемых слов)?

Сатириконцы рассказывали иронично, с юмором. Они использовали неожиданные сравнения (садились на неё в роли энергичного пресса), смешные эпитеты (жалкой, низкой ступени), сочетания несочетаемых слов (чёрным цветом лица и необузданным поведеним), гиперболу (приходилось отправлять целую подводу кирпичей), противопоставления (насколько прост, настолько же неуклюж), просторечные выражения (подвёртывалось, уйму, задирая кверху).

Творческое задание

Напишите отзыв на один из отрывков, обратив особое внимание на художественные средства создания юмористических ситуаций.

Отзыв на рассказ Тэффи "Спарта"

Рассказ "Спарта" был написан Тэффи для "Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом". В нём писательница передала ряд исторических фактов, описав государственное устройство Спарты и образ жизни её жителей. Но при этом, сделала она это с восхитительным юмором.

Для приданию рассказу юмористичности, автор сознательно отошла от сухого академического языка учебников, выбрав простой язык народного рассказчика. Она использовала разговорные слова: тамошних, частоколишко, тыкать и другие, а также фразеологизмы (терпение лопнуло, вместе тошно, а врозь скучно). Такой подход позволил писательнице проявить в рассказе собственную эмоциональность и дать авторскую оценку героям (хитрые по природе, экспансивного народа).

В описании Тэффи герои и события кажутся абсурдными, гротескными,  преувеличенными, получают неожиданную трактовку. Так Ликург уморил себя голодом, опасаясь слишком горячей благодарности, а цари грызутся между собой, оставляя народ в покое. Это делает описание очень смешным, но запоминающимся. Неудивительно, что прочитав рассказ Тэффи я лучше запомнила материал по истории Спарты, чем изучая его в школьном учебнике.

Поэтому у этого рассказа я нахожу два несомненных достоинства. Он заставляет улыбнуться, поднимает настроение. И он заставляет заинтересоваться древней историей, легко помогает запомнить ряд действительных исторических фактов.

Обогащаем свою речь

Объясните слова и словосочетания

Лаконично - кратко, но понятно.
Ограждён - укрыт за оградой, крепостной стеной.
Почести - награды за заслуги.
Склонять к чему-то - убеждать в чём-то.
Кампания - война.
Неприлично - то, чего стыдятся, что аморально.
Уважение - признание заслуг другими людьми.
Лакомый кусочек - желанная цель.
Изобретение - новое, неизвестное ранее устройство или процесс.
Доверчиво - веря всему.

Фонохрестоматия

1. Юмористический журнал "Сатирикон" демонстрировал настоящий, искромётный юмор.

2. Найдём другие слова и выражения, которые делают произведение юмористическим. Как звучит текст Тэффи в исполнении актрисы Елены Габец?

Примеры других слов и выражений:

Цари грызлись между собой.
Тыкал в глаза своей справедливостью.
Это средство заставило илотов одуматься.
Собирались весёлой компаниев в так называемых ресторанах.

В исполнении актрисы текст звучит очень смешно, но напоминает сказку. Актриса даже смеётся в некоторых местах.

3. Соответствует ли музыка Моцарта чтению актрисы?

Музыка лёгкая, искромётная, как юмор Тэффи. Она соответствует чтению.

4. Каков был главный город Лаконии? Почему у них было два царя? Почему Ликург уморил себя голодом? На какие сословия делилось население Спарты и какие особенности были у каждого сословия?

Главный город Спарта.

Два царя грызлись между собой и не мешали людям жить.

Ликург уморил себя, опасаясь горячей благодарности народа.

В Спарте было три сословия.

Спартиаты: аристократы, занимались гимнастикой, ходили голыми, задавали тон.

Периэки: платили подати.

Илоты: работали, воевали и восставали на господ.

Всеобщая история, сатирикон


Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...