Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 76
Параграф 9 "Общественный строй и церковная организация на Руси"
Вопросы внутри параграфа
1. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
Формированию древнерусской народности способствовали общие дела. Представители разных племён участвовали в общем ополчении и защищали всю землю. Племена активно торговали и общались между собой, центром торговли стал Киев.
Общая религия также объединяла племена в одну народность.
2. Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?
Население стран Западной Европы делилось на феодалов-рыцарей, духовенство, крестьян, горожан.
3. Почему церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация Католической церкви?
Люди верили церкви, она играла важную роль во всех общественных процессах. В церквях молились, церкви платили десятину, церковь производила продукты и торговала ими. Церковь владела огромными землями и была богаче многих королей. Церковь была центром образования и культуры.
Во главе католической церкви стоял римский папа. Отдельными областями, странами руководили архиепескопы и епископы. Территория областей делилась на приходы.
4. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?
Монастыри были центрами торговли и производства продукции, сельскохозяйственной и ремесленной. Они были центрами образования, в них сохраняли знания, накопленные в прежние времена, создавали библиотеки и переписывали книги.
Вопросы и задания
1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI веке?
Во главе государства стоял киевский князь. Он назначал наместников в другие крупные города, как правило своих сыновей. Управлять князю помогали дружина и бояре.
2. Используя компьютер составьте и заполните таблицу в тетради "Категории населения Руси и их характеристика".
Князья. Обладали высшей властью, правом суда. Великий князь отвечал за международные отношения Руси, защиту её границ. Младшие князья правили в крупных городах. Владели крупными наделами земли.
Дружина. Старшая дружина - бояре, были советниками князя и крупными феодалами. Младшая дружина обеспечивала порядок и зашиту княжеской власти. Младшие дружинники также владели участками земли.
Духовенство. Белые и чёрные монахи. Служили богу, владели землёй, занимались просвящением.
Свободные земледельцы - объединялись в общины, имели свои наделы, но платили подати.
Горожане - ремесленники и купцы. Занимались производством товаров и торговлей, платили налоги, несли повинности.
Зависимые люди. Холопы были просто рабами, смерды несли повинности в пользу князя, закупы отрабатывали ссуды, рядовичи работали на господина на определённых условиях.
3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины "переход земли в частные руки", "княжеское владение", "вотчина".
Переход земли в частные руки начался с того, что князья стали захватывать свободные земли и сажать на них пленных, превращая их в своих работников. Там строились хоромы, хозяйственные постройки, разбивались сады. Эта земля получила название княжеское владение.
Часть своих земель князь передавал верным людям, дружинникам. Так появились вотчины - земли, которые владелец мог передать по наследству. Но князь мог отобрать вотчину, он оставался верховным владетелем.
4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли страной городов?
На Руси в то время было много больше городов, больших и малых, по сравнению с рядом стран Западной Европы, например, Скандинавией. Поэтому торговцы, приезжая на Русь, были удивлены количеством городов.
5. Нарисуйте в тетради схему "Церковная организация на Руси".
Правлосвную церковь возглавлял Константинопольский патриарх.
Главой Русской православной церкви был киевский митрополит. Ему подчинялись епископы в городах.
Епископы управляли местным духовенством - белым и чёрным. Белое рассредотачивалось по приходам, чёрное - по монастырям.
6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?
Монастыри были центрами культурной и духовной жизни Руси. Здесь писались и переписывались книги, устраивались школы, писались иконы, создавались летописи. Монахи вели миссионерскую деятельность.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и интернет составьте тезисы к сообщению "Жизнь в монастыре" (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).
Тезисы к сообщению "Жизнь в Елецком монастыре в Чернигове"
- В 1060 году на ели была найдена икона и на этом месте решено было построить монастырь.
- В основании монстыря принял участие князь Святослав Ярославович.
- В монастыре жил основатель Киево-Печорского монастыря Антоний Печорский.
- В монастыре принимали постриг простые люди, бояре и даже князья.
- Здесь занимались перепиской книг, вели летопись, существовала школа.
- Через сто лет возле монастыря был построен 25-метровый Успенский собор.
- В XIII веке монастырь был разграблен татарами.
- Монастырь был восстановлен в середине XV века князем Иваном Можайским.
2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово проблема.
Варианты названий статей по каждой теме параграфа:
"Проблема организации представителей различных племён в единую народность."
"Проблема разделения общинников на разные слои населения".
"Проблема земельных отношений князя и общинников"
"Проблема взаимоотношений власти и церкви".
"Проблема развития монастырей на Руси"
"Проблема утверждения норм благочестивого образа жизни на Руси".
3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.
И землевладельцы, и простые земледельцы были заинтересованы в увеличении урожайности, с тем чтобы продать больше продуктов и получить больше выгоды.
Но землевладельцы думали лишь об увеличении своей доли, они стремились закабалить крестьян ссудами, повинностями. Простые земледельцы не были в этом заинтересованы, они хотели трудиться на себя, оставаться свободными, платить лишь малую долю феодалу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий