пятница, 2 сентября 2022 г.

Фонвизин и классицизм, ответы на вопросы учебника 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 50-52

Статья "Фонвизин и классицизм"

Размышляем о прочитанном

1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?

Классицизм требовал ясности изложения, точности в выражении мыслей и порядка в построении произведения. Он изображал жизнь в идеальных образах, в сочетании личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. Интересы государства считались главными.

В классицизме соблюдается требование трёх единств - времени, места и действия.

2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?

Фонвизин наследует принцип единства действия. В его комедии легко прослеживается общая нить, благодаря наличию завязки, развития действия, кульминации и развязки.

Но он отступает от принципа единства времени, показывая не один день из жизни героев, а принцип единства места распространяется на всё поместье Простаковых, а не на одну комнату.

3. Согласны ли вы с высказыванием П.А. Вяземского?

Я считаю, что Вяземский прав, говоря о том, что Фонвизин в первую очередь бичевал невежество. Ведь тирания Простаковой проистекает именно от её невежества.

4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?

Образы отрицательных героев получились более яркими, потому что они словно списаны с реальных людей, они более достоверны, чем положительные образы. И Вяземский говорит, что сам встречал людей, подобных Митрофанушке.

5. Прокомментируйте мнение русского историка В.О. Ключевского из его размышления "Недоросль Фонфизина".

Ключевский считал, что герои комедии смешны на сцене, но не как реальные люди. Он говорил, что нет ничего смешного в том состоянии, в котором пребывает дворянство и что это состояние скорее должно пугать нормального человека. Но автор высмеивает невежество и жестокость героев, заставляя задуматься о настоящей жизни.

6. По каким признакам можно определить, что комедия "Недоросль" относится к классицистическим произведениям (единство времени, места...)?

Для этой комедии характерны:

  • единство места - действие происходит в деревне Простаковых.
  • единство времени, за небольшим отступлением, когда Стародуб рассказывает о своей жизни.
  • единство действия - последовательность событий логична и приводит к закономерному концу.
  • в комедии утверждается превосходство образованности над невежеством, великодушия над грубостью и тиранией.
  • показан вред, наносимый Простаковыми государству.

Опыт литературоведческого исследования

В чём разница между суждениями Вяземского и Клоючевского? Их взгляды на комедию противоположны или дополняют и уточняют единую позицию?

Вяземский делает акцент на высмеивании невежества, Ключевский говорит о всех отрицательных героях. Вяземский видит в произведении лишь комедию, Ключевский - глубокое размышление о судьбах страны и её граждан.

Я считаю, что более прав Вяземский. Автор на ставил целью победить пороки общества. Он хотел через смех заставить людей задуматься о жизни. Не зря комедия названа "Недоросль", а Митрофанушка сделан главным героем. Именно в невежестве Фонвизин видит корень зла, который можно выкорчевать лишь образованием.

От невежества проистекает жестокость и наглость Простаковой, её самоуверенность. Невежество лишает Митрофанушку смысла в жизни. Борьбе с невежеством посвящена эта комедия.

Однако, в чём-то мнение Ключевского дополняет идеи Вяземского. Действительно, галерея отрицательных образов, созданная Фонвизиным, не ограничивается Митрофаном. Попутно автор вскрывает такие пороки, как трусость, жестокость, эгоизм, самолюбование и прочие. Но если с невежеством бороться можно, то с этими пороками почти невозможно - они всегда будут сопровождать человека.

Поэтому я и склоняюсь больше к мнению Вяземского.

Совершенствуем свою речь

Объясните значение слов, подберите к ним синонимы:

Мошенник - обманщик, плут.

Кафтан - пиджак, куртка.

Потакать - позволять, смотреть сквозь пальцы.

Сговор - тайный уговор.

Прогневалась - рассердилась.

Шальной - беспокойный, баловник.

Порезвись - поиграй, развлекись, оторвись.

Сиротка - девочка без родителей.

Надзирать - присматривать, контролировать.

Хлопотать - беспокоиться, пытаться чего-то добиться.

Оброк - подать, налог.

Фонвизин, иллюстрация к "Недорослю"


1 комментарий:

Н. Гумилёв "Жираф", ответы на вопросы учебника, 7класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 72 Н. Гумилёв "Жираф" Размышляем о пр...