Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 257-259
Ф. Тютчев "Листья"
Фонохрестоматия
1. Всё стихотворение - прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, в какой - резкие порывы ветра в кронах деревьев?
Весёлый лепет листьев слышится во второй строфе, когда они объявляют себя лёгким племенем и рассказывают о лете.
Резкие порывы ветра слышатся в последней строфе, в призыве листьев, обращённом к ветрам.
2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?
Людей тоже можно назвать лёгким племенем. Их жизнь коротка, они постоянно мечутся в поисках самих себя, в поисках счастья, лучшей доли. Люди столь же нетерпеливы, как листья, и не хотят, чтобы их жизнь была прожита напрасно.
Первая строфа насмешливая, листья смеются над тощей зеленью елей. Вторая строфа весёлая, листья радуются лету и своим забавам. Третья строфа полна раздумий, сожаления, она скорее печальная. Четвёртая строфа нетерпеливая, решительная, бесшабашная - листья приняли решение и торопятся его выполнять.
3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?
Многоточие подразумевает незавершённость процесса. В данном случае, оно показывает, что это ещё не конец, что впереди листья ждёт прекрасный полёт и никто не знает где и когда он завершится. Многоточие позволяет надеяться на лучшее.
Учимся читать выразительно
1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
После прочтения стихотворения остаётся радостное настроение. Его концовка дарит надежду на что-то лучшее.
Ф. Тютчев "Как хорошо ты, о море ночное"
Размышляем о прочитанном
1. Как передаёт Тютчев энергию и динамику морской стихии? Какие поэтические средства он использует?
Для передачи энергии и динамики морской стихии поэт использует олицетворения, наделяя море свойствами живого существа: "ходит и дышит"; метафоры: "волны несутся, гремя и сверкая"; обращение: "зыбь ты великая".
Также автор использует существительные, обозначающие движение: "блеск и движение, грохот и гром".
2. Как вы думаете, почему в стихотворении воссоздаётся картина именно ночного моря - в безлюдье ночном?
Ключевое слово - безлюдье. Поэт специально описывал ночное море, в котором нет ничего лишнего - ни человека, ни лодки, ни паруса. Одна великая, огромная, прекрасная стихия в которой растворяется человек, в которой "всю потопил бы я душу свою".
Совершенствуем свою речь
1. Какими эпитетами передаёт Тютчев изменчивые цвета моря, его состояние, его простор и свободу? Какую роль играют эпитеты: только лишь изобразительную, передавая цвета морской стихии, или у них более сложная задача в стихотворении?
Эпитеты: лучезарно, сизо-темно, бесконечном, вольном, великая.
Эти эпитеты с одной стороны изображают картину ночного моря, с другой - передают чувство преклонения перед величием и красотой морского простора, которое испытывает автор.
2. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения? Как вы их понимаете?
"С поляны коршун поднялся"
"Листья"
3. В 5 классе вычитали стихотворение "Есть в осени первоначальной", посвящённое осенним впечатлениям. Осенняя тема звучит и в стихотворении "Листья". Сравните эти два стихотворения Тютчева. Почему первое оставляет светлое, умиротворённое настроение, а второе - тревожное, беспокойное. Обратите внимание на ритм, звучание стиха, эпитеты, сравнения.
Стихотворение "Есть в осени первоначальной" очень спокойное, размеренное, в нет действия, оно просто описывает чудные осенние картины: день хрустальный, льётся чистая лазурь, пусто всё, птиц не слышно. Соответственно настроение оно рождает такое же умиротворённое, возвышенное.
В стихотворении "Листья" описан протест, оно полно движения, строки короткие и быстрые, в них содержится призыв к немедленному действию: мы лёгкое племя, были в красе, что же нам даром висеть?, сорвите, умчите, мы ждать не хотим. И настроение здесь беспокойное, буйное, нетерпеливое.
4. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.
Пример сообщения о жизни и творчестве Тютчева для 6 класса
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. Его семья отличалась устойчивыми патриархальными традициями, отец Иван Николаевич был радушным и гостеприимным хозяином, мать Екатерина Львовна была умной и впечатлительной женщиной.
Тютчев получил хорошее домашнее образование, его способности были замечены и развиты воспитателем, известным поэтом Раичем. Мальчик обладал хорошим воображением и относился к "лёгкому племени", не знавшего покоя. Продолжил образование в Московском университете, где посещал литературный кружок и продолжал писать стихи.
В 1821 году Тютчев поступил в коллегию иностранных дел, уехал за границу и 22 года провёл на дипломатической службе. Он был одним из немногих поэтов того времени, для которого стихи были увлечением, а не основным видом деятельности. Поэтому Тютчев мог смело говорить про себя, что он "в поте и в пыли прирос к земле".
В середине 20-х годов Тютчев окончательно сформировался как поэт. Для его лирики характерны тонкие наблюдения за природой, проникновение в её тайную жизнь. Стихотворения Тютчева полны звуками и красками. Они могут звучать "неохотно и несмело", но могут взрываться "пламенем белым и летучим".
Природа в стихотворениях Тютчева всегда живая. Она может принахмуриться, взглянуть исподлобья, улететь с буйными ветрами.
Фёдор Иванович Тютчев прожил долгую полную событиями жизнь и умер 15 июля 1873 года чуть-чуть не дожив до своего семидесятилетия.
Класс
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьЭто точно провилное?
ОтветитьУдалитьНу как ты пишешь . То да правильно
ОтветитьУдалить