четверг, 27 мая 2021 г.

Как подготовить к выразительному чтению стихотворение Тютчева "Листья" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 78-80. 

УКМ "Школа России"

Раздел "Поэтическая тетрадь 1". Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови поэтов со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Мы познакомились с творчеством поэтов: Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Никитина и Ивана Сурикова.

Больше всего мне запомнилось стихотворение Тютчева "Листья". В нём поэт очень необычно описывает листья, делая их похожими на живые существа, и заставляя мечтать и чувствовать.

2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Стихотворение - это литературное произведение, написанное по особым правилам стихосложения с использования рифмы, ритма и средств художественной выразительности.

3. В концовке стихотворных строк находятся слова созвучные друг с другом. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

Эта особенность называется рифма.

4. Найди созвучные слова.

Раскаты молодые - перлы дождевые.

Пыль летит - нити золотит.

Созвучные слова - это рифмующиеся слова.

5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни стихотворения Тютчева "Листья" и Никитина "Утро". Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?

Я уверена, что именно выбранный поэтом ритм стихотворения придает ему особую музыкальность, совместно с содержанием.

Например, стихотворение Тютчева "Листья" кажется мне быстрым и полным надежд. Если его попытаться спеть, песня тоже получится быстрая, хотя и немного тревожная.

Стихотворение Никитина "Утро" кажется мне размеренным, спокойным. Оно описывает пробуждение природы и быстрота здесь ни к чему. Песня получилась бы медленной и торжественной, очень напевной.

6. Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм своими словами.

Рифма - это слова которые звучат похоже и находятся в конце стихотворной строки.

Ритм - это чередование ударных и безударных слогов с стихотворении, придающее ему музыкальность.

7. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к строкам Никитина из стихотворения "Встреча зимы". Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова безлюдный, разноцветным, чёрных и сравнение снег лежит полотном?

Эти слова называются эпитетами, и они помогают понять, в каких красках должна быть выполнена иллюстрация, что на ней следует нарисовать.

Слово Безлюдный показывает, что на иллюстрации не должно быть людей. Поля должны быть показаны пустыми. За полями стоит лес, Чёрные ветки которого выглядывают из под снежных шапок.

Снег переливается под солнцем, искрится. Об этом говорит эпитет Разноцветным.

Сравнение снежного покрова с полотном говорит о его цвете - белый, и о том, что лежит он ровным слоем, как полотно, покрывало.

8. Подумай, в чём секрет сравнения снег лежит полотном. Что с чём сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

В этом сравнении поэт сравнивает белый ровный снежный покров с белым и ровным покрывалом, полотном.

Это сравнение помогает нам представить, как лежит на полях снег, какого он цвета. Представляется картина белоснежной равнины, тихой и спокойной.

9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося стихотворения.

Подготовим к выразительному чтению стихотворение Ф. Тютчева "Листья"

Определи в нём важные мысли.

Важными будут мысли: "мы лёгкое племя", и "так что же нам даром висеть и желтеть". 

Их при чтении нужно выделить особенной интонацией, повышением голоса, ударением.

Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.

Выделяем голосом слова: сосны, зиму, закутавшись, тощая, ввек, лёгкое, краткое, лето, красе, даром, нам улететь, буйные, сорвите, не хотим, с вами.

Паузы делаем более длинные после точек и восклицательных знаков, более короткие после запятых и выделения голосом.

Обрати внимание на знаки препинания.

Смотри, сказанное выше.

Выбери тон и темп звучания.

Тон возвышенный, смелый, иногда с ноткой сожаления, в конце полный надежды. Темп средний.

Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

Передать правильный смысл помогают верно выделенные голосом ключевые слова.

Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Смоленский советовал представлять в воображении картину, описанную в стихотворении и читать стихи неторопливо, без спешки, обычным голосом.

10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строке. Потом прочитай стихи, выделяя голосом слова снег, голосом, землю. Какое чтение тебе понравилось больше, почему?

Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо.
Падает, ложится.

Первое чтение мне понравилось много больше. Там выделяются интонацией правильные слова, которые помогают представить картину происходящего. От этого стихи оживают.

Второе чтение неудачное. Выделяются слова, которые просто называют предметы и ничего не говорят об их характеристиках. Стихи кажутся мёртвыми, бездушными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

21 мая, Иван Долгий: традиции и приметы

21 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в н...