Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 73-90
Ответы на вопросы к теме «Учимся писать сочинение на основе литературного произведения»
1. Прочитай текст. Выпиши непонятные слова, объясни их значение с помощью словаря или обсудите в классе.
Непонятные слова из «Сказки о потерянном времени»
- Не тужил — не грустил.
- Окладистая — пышная, на все щёки.
- Ходики — старинные настенные часы.
- Милиционер — старинные полицейский.
- Ситный — вид хлеба, булки.
- Трёшки — детская игра с мячиком.
2. Определи тему произведения. Запиши.
Тема произведения: напрасно потраченное время.
3. Найди в тексте предложение, в котором выражена главная мысль. Запиши.
Главная мысль: Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
4. Объясни смысл названия: что оно отражает — тему или главную мысль.
Название отражает тему произведения. Это сказка, то есть выдуманная история о том, как ребята потеряли время и из-за этого стали стариками.
5. Какое время автор считает потерянным? Объясни.
Потерянным автор считает время, потраченное даром, без пользы проведённое, когда человек не работал, и не учился.
6. Напиши сочинение-рассуждение по теме «Почему нельзя терять время?». Помни, что рассуждение используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «Почему?», «Зачем?», «Отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
Прочитай, какие умения необходимы для работы над сочинением. Отметь, что ты уже умеешь.
- Умею определять тему текста. +
- Умею определять главную мысль текста. +
- Умею составлять тезис на основе вопроса из заголовка. +
- Умею выбирать из текста доказательства к тезису. +
- Умею делать вывод в соответствии с тезисом. +
- Умею располагать части сочинения в логической последовательности. +
- Умею грамотно записывать текст. +
- Умею проверять готовый текст, вносить изменения при необходимости. +
7. Составь план работы над сочинением. Запиши.
План работы над сочинением, пример
- Определить тему и главную мысль сочинения.
- Придумать тезис.
- Подобрать примеры из текста.
- Найти доказательства к тезису.
- Подобрать пословицу, отражающую главную мысль сочинения.
- Придумать вывод.
- Написать сочинение.
- Проверить текст, если надо — внести изменения.
8. Прочитай вопрос, вынесенный в заголовок сочинения. Обсудите в классе, почему нельзя терять время? Как ты думаешь, почему нельзя терять время? Обсудите в классе.
Время нельзя терять, потому что оно бесценно.. Потерянное время не вернуть, а значит ты не успеешь сделать что-то важное.
9. Определи тему сочинения (о ком или о чём ты будешь писать).
Тема сочинения: почему нельзя терять время.
10. Определи главную мысль сочинения.
Главная мысль: время — бесценно, его надо беречь и расходовать грамотно, с пользой.
11. Прочитай тезисы, которые составили четвероклассники. Обсудите в классе.
Все четвероклассники в своих тезисах утверждали, что время нужно ценить и не тратить по пустякам, потому что:
- оно никогда не вернётся.
- каждая минута неповторима.
12. Составь тезис к своему сочинению. Если трудно, выбери из предложенных.
Тезис: Недавно я прочитала сказку Е. Шварца о потерянном времени и поняла, что каждая минута бесценна, потому что вернуть её невозможно.
13. Перечитай сказку. Найди в тексте доказательства того, что время нужно ценить, нельзя тратить его на пустяки. Найди в тексте, как тратил своё время Петя Зубов. Подчеркни красным карандашом. Составь предложения. Запиши.
Подчёркиваем предложения:
- опаздывал да отставал и не тужил.
- отставал и по русскому, и по арифметике, и даже по пению
Найди в тексте, о чём задумался Петя, когда стал старичком. Подчеркни синим карандашом. Как ты думаешь, что он понял? Напиши.
- какай я одинокий несчастный старик.
- ничему не успел научиться.
- мне даже пенсии не дадут.
- работал на двойки да на тройки.
Найди в тексте, какими увидел Петя Марусю, Надю и Васю. Подчеркни зелёным карандашом. Предположи, на что тратили своё время эти дети. Напиши.
- сидит на скамеечке старушка и плачет.
- ногами болтает.
- изюм выковыривает.
- подошла к дереву и давай играть в трёшки.
- прыгает старушка.
- скачет на одной ножке, гоняет камешек.
- на колбасе висит старичок.
- едет старик и посвистывает.
- катается по всему городу и в ус не дует.
14. Как ты думаешь, какие важные и полезные дела можно было бы успеть сделать за это время? Продолжи фразы.
Если не тратить время только на отдых и развлечения, то можно успеть выучить все уроки.
Если беречь и ценить время, то можно успеть помочь маме и папе по дому.
Если правильно рассчитывать время, то можно успеть посетить кружки и музыкальную школу.
Если задумываться о том, что время летит незаметно, то можно научиться планировать свой день и всё успевать.
15. Составь доказательства к своему тезису. Допиши.
Во-первых, время не течёт назад, и если его потерять, то вернуть не получится.
Во-вторых, цену времени измеряют в том, что полезного ты сделал или что нового узнал.
В-третьих, цену потерянной минуты поймёшь только тогда, когда тебе её не хватит на что-то действительно важное.
16. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Обсудите в классе.
Делу время — потехе час. Смысл: сперва сделай дело, потом занимайся развлечениями.
Время как воробей: упустишь — не поймаешь. Смысл: потерять время легко, наверстать сложно.
Без дела жить — только небо коптить. Смысл: жизнь без цели — пустая жизнь.
Время не деньги, потеряешь — не найдёшь. Смысл: потратишь время даром, никогда не наверстаешь.
Час упустишь, годом не наверстаешь. Смысл: нужно дорожить каждым часом.
Время красит, безвременье старит. Смысл: Проведённое с пользой время красит человека, бес пользы — превращает в старика.
Выбери пословицу, которую можно использовать как вывод в сочинении. Подчеркни.
Выбираем пословицу Время не деньги, потеряешь — не найдёшь. Она лучше всего подходит к нашему тезису.
17. Напиши вывод: начни со слов «значит», «ведь», «вот поэтому», «следовательно», «итак».
Вот поэтому время следует беречь, ценить как самое дорогое, что у вас есть. Всё можно вернуть, кроме даром потраченного времени. Время не деньги, потеряешь — не найдёшь.
18. Перечитай свои материалы к сочинению. Проверь, нет ли ошибок. Определи, соответствует ли текст теме, выражена ли главная мысль. Оцени, насколько полно дан ответ на проблемный вопрос, вынесенный в заголовок. Если нужно, внеси изменения. Запиши готовы текст.
Сочинение «Почему нельзя терять время?», пример
Недавно я прочитала сказку Е. Шварца о потерянном времени и поняла, что каждая минута бесценна, потому что вернуть её невозможно.
Главный герой сказки Петя Зубов даром тратил время. Он учился на двойки и на тройки, всегда опаздывал, но это его не расстраивало. Он жил не тужил, отставая по всем предметам.
Но когда Петя стал старичком, он задумался о том, как бесцельно тратил своё время. Он ничему не успел научиться, ведь учился на двойки и тройки. Он переживал, что у него ничего нет и ему даже пенсии не дадут. Он понял, как важно ценить время и тратить его понапрасну.
Также и другие дети герои сказки даром тратили своё время. Маруся и Надя — на игры, а Вася — на озорство и даже хулиганство. Став стариками, они испугались.
Герои осознали, что если не тратить время только на отдых и развлечения, то можно успеть выучить все уроки, помочь маме и папе, сходить в спортивную или музыкальную школу, сделать множество нужных и полезных вещей.
Ребята сделали несколько важных открытий, которые перевернут их жизнь:
Во-первых, время не течёт назад, и если его потерять, то вернуть не получится.
Во-вторых, цену времени измеряют в том, что полезного ты сделал или что нового узнал.
В-третьих, цену потерянной минуты поймёшь только тогда, когда тебе её не хватит на что-то действительно важное.
Вот поэтому время следует беречь, ценить как самое дорогое, что у вас есть. Всё можно вернуть, кроме даром потраченного времени. Время не деньги, потеряешь — не найдёшь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий