среда, 30 июля 2025 г.

Ответы к теме «Сочинение на основе литературного произведения», 4 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 73-90

Ответы на вопросы к теме «Учимся писать сочинение на основе литературного произведения»

1. Прочитай текст. Выпиши непонятные слова, объясни их значение с помощью словаря или обсудите в классе.

Непонятные слова из «Сказки о потерянном времени»

  • Не тужил — не грустил.
  • Окладистая — пышная, на все щёки.
  • Ходики — старинные настенные часы.
  • Милиционер — старинные полицейский.
  • Ситный — вид хлеба, булки.
  • Трёшки — детская игра с мячиком.

2. Определи тему произведения. Запиши.

Тема произведения: напрасно потраченное время.

3. Найди в тексте предложение, в котором выражена главная мысль. Запиши.

Главная мысль: Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

4. Объясни смысл названия: что оно отражает — тему или главную мысль.

Название отражает тему произведения. Это сказка, то есть выдуманная история о том, как ребята потеряли время и из-за этого стали стариками.

5. Какое время автор считает потерянным? Объясни.

Потерянным автор считает время, потраченное даром, без пользы проведённое, когда человек не работал, и не учился.

6. Напиши сочинение-рассуждение по теме «Почему нельзя терять время?». Помни, что рассуждение используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «Почему?», «Зачем?», «Отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

Прочитай, какие умения необходимы для работы над сочинением. Отметь, что ты уже умеешь.

  • Умею определять тему текста. +
  • Умею определять главную мысль текста. +
  • Умею составлять тезис на основе вопроса из заголовка. +
  • Умею выбирать из текста доказательства к тезису. +
  • Умею делать вывод в соответствии с тезисом. +
  • Умею располагать части сочинения в логической последовательности. +
  • Умею грамотно записывать текст. +
  • Умею проверять готовый текст, вносить изменения при необходимости. +

7. Составь план работы над сочинением. Запиши.

План работы над сочинением, пример

  1. Определить тему и главную мысль сочинения.
  2. Придумать тезис.
  3. Подобрать примеры из текста.
  4. Найти доказательства к тезису.
  5. Подобрать пословицу, отражающую главную мысль сочинения.
  6. Придумать вывод.
  7. Написать сочинение.
  8. Проверить текст, если надо — внести изменения.

8. Прочитай вопрос, вынесенный в заголовок сочинения. Обсудите в классе, почему нельзя терять время? Как ты думаешь, почему нельзя терять время? Обсудите в классе.

Время нельзя терять, потому что оно бесценно.. Потерянное время не вернуть, а значит ты не успеешь сделать что-то важное.

9. Определи тему сочинения (о ком или о чём ты будешь писать).

Тема сочинения: почему нельзя терять время.

10. Определи главную мысль сочинения.

Главная мысль: время  — бесценно, его надо беречь и расходовать грамотно, с пользой.

11. Прочитай тезисы, которые составили четвероклассники. Обсудите в классе.

Все четвероклассники в своих тезисах утверждали, что время нужно ценить и не тратить по пустякам, потому что:

  • оно никогда не вернётся.
  • каждая минута неповторима.

12. Составь тезис к своему сочинению. Если трудно, выбери из предложенных.

Тезис: Недавно я прочитала сказку Е. Шварца о потерянном времени и поняла, что каждая минута бесценна, потому что вернуть её невозможно.

13. Перечитай сказку. Найди в тексте доказательства того, что время нужно ценить, нельзя тратить его на пустяки. Найди в тексте, как тратил своё время Петя Зубов. Подчеркни красным карандашом. Составь предложения. Запиши.

Подчёркиваем предложения:

  • опаздывал да отставал и не тужил.
  • отставал и по русскому, и по арифметике, и даже по пению
Петя Зубов даром тратил время. Он учился на двойки и на тройки, всегда опаздывал, но это его не расстраивало. Он жил не тужил, отставая по всем предметам.

Найди в тексте, о чём задумался Петя, когда стал старичком. Подчеркни синим карандашом. Как ты думаешь, что он понял? Напиши.

  • какай я одинокий несчастный старик.
  • ничему не успел научиться.
  • мне даже пенсии не дадут.
  • работал на двойки да на тройки.
Когда Петя стал старичком, он задумался о том, как бесцельно тратил своё время. Он ничему не успел научиться, ведь учился на двойки и тройки. Он переживал, что у него ничего нет и ему даже пенсии не дадут.

Найди в тексте, какими увидел Петя Марусю, Надю и Васю. Подчеркни зелёным карандашом. Предположи, на что тратили своё время эти дети. Напиши.

  • сидит на скамеечке старушка и плачет.
  • ногами болтает.
  • изюм выковыривает.
  • подошла к дереву и давай играть в трёшки.
  • прыгает старушка.
  • скачет на одной ножке, гоняет камешек.
  • на колбасе висит старичок.
  • едет старик и посвистывает.
  • катается по всему городу и в ус не дует.
Маруся и Надя тратили своё время на игры, а Вася — на озорство и даже хулиганство.

14. Как ты думаешь, какие важные и полезные дела можно было бы успеть сделать за это время? Продолжи фразы.

Если не тратить время только на отдых и развлечения, то можно успеть выучить все уроки.

Если беречь и ценить время, то можно успеть помочь маме и папе по дому.

Если правильно рассчитывать время, то можно успеть посетить кружки и музыкальную школу.

Если задумываться о том, что время летит незаметно, то можно научиться планировать свой день и всё успевать.

15. Составь доказательства к своему тезису. Допиши.

Во-первых, время не течёт назад, и если его потерять, то вернуть не получится.

Во-вторых, цену времени измеряют в том, что полезного ты сделал или что нового узнал.

В-третьих, цену потерянной минуты поймёшь только тогда, когда тебе её не хватит на что-то действительно важное.

16. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Обсудите в классе.

Делу время — потехе час. Смысл: сперва сделай дело, потом занимайся развлечениями.

Время как воробей: упустишь — не поймаешь. Смысл: потерять время легко, наверстать сложно.

Без дела жить — только небо коптить. Смысл: жизнь без цели — пустая жизнь.

Время не деньги, потеряешь — не найдёшь. Смысл: потратишь время даром, никогда не наверстаешь.

Час упустишь, годом не наверстаешь. Смысл: нужно дорожить каждым часом.

Время красит, безвременье старит. Смысл: Проведённое с пользой время красит человека, бес пользы — превращает в старика.

Выбери пословицу, которую можно использовать как вывод в сочинении. Подчеркни.

Выбираем пословицу Время не деньги, потеряешь — не найдёшь. Она лучше всего подходит к нашему тезису.

17. Напиши вывод: начни со слов «значит», «ведь», «вот поэтому», «следовательно», «итак».

Вот поэтому время следует беречь, ценить как самое дорогое, что у вас есть. Всё можно вернуть, кроме даром потраченного времени. Время не деньги, потеряешь — не найдёшь.

18. Перечитай свои материалы к сочинению. Проверь, нет ли ошибок. Определи, соответствует ли текст теме, выражена ли главная мысль. Оцени, насколько полно дан ответ на проблемный вопрос, вынесенный в заголовок. Если нужно, внеси изменения. Запиши готовы текст.

Сочинение «Почему нельзя терять время?», пример

Недавно я прочитала сказку Е. Шварца о потерянном времени и поняла, что каждая минута бесценна, потому что вернуть её невозможно.

Главный герой сказки Петя Зубов даром тратил время. Он учился на двойки и на тройки, всегда опаздывал, но это его не расстраивало. Он жил не тужил, отставая по всем предметам.

Но когда Петя стал старичком, он задумался о том, как бесцельно тратил своё время. Он ничему не успел научиться, ведь учился на двойки и тройки. Он переживал, что у него ничего нет и ему даже пенсии не дадут. Он понял, как важно ценить время и тратить его понапрасну.

Также и другие дети герои сказки даром тратили своё время. Маруся и Надя — на игры, а Вася — на озорство и даже хулиганство. Став стариками, они испугались.

Герои осознали, что если не тратить время только на отдых и развлечения, то можно успеть выучить все уроки, помочь маме и папе, сходить в спортивную или музыкальную школу, сделать множество нужных и полезных вещей.

Ребята сделали несколько важных открытий, которые перевернут их жизнь:

Во-первых, время не течёт назад, и если его потерять, то вернуть не получится.

Во-вторых, цену времени измеряют в том, что полезного ты сделал или что нового узнал.

В-третьих, цену потерянной минуты поймёшь только тогда, когда тебе её не хватит на что-то действительно важное.

Вот поэтому время следует беречь, ценить как самое дорогое, что у вас есть. Всё можно вернуть, кроме даром потраченного времени. Время не деньги, потеряешь — не найдёшь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий