понедельник, 28 ноября 2022 г.

М. Салтыков-Щедрин "История одного города", ответы на вопросы, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 14-15

М. Салтыков-Щедрин "История одного города"

Размышляем о прочитанном

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Характеры героев напоминают таких сказочных персонажей, как Иван-дурак или Емеля. Они глупые, занимаются непонятно чем, но вместе с тем имеют свои особенные таланты. Образ же князя близок к образу многих сказочных царей.

2. Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников?

Гротеск (зарезался огурцом) и гипербола (перепалив всех до единого).

3. Подумайте, как мог страдать город от деятельности глуповских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена? Каким словом начались исторические времена?

Первым градоначальником стал вор-новотор. Он хотел больше украсть, а потому подбивал глуповцев на бунты, а потом стрелял из пушки. Город разорялся, люди озлоблялись, закона не было.

Другие градоначальники (одоевец, орловец, калязинец) также оказались ворами и бунты продолжали сострясать город. Градоначальники руководствовались пословицей "Стыд глаза не выест".

Собирая соседние племена, головотяпы хотели избежать взаимного разорения из-за войн.

Исторические времена начались словом "Запорю".

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель собирался разбудить самосознание в обществе, чувство гордости и желание справедливости. Гротескные образы чиновников в романе показывают всю глубину застоя общества, в котором прав не закон, а сильный. В котором каждый обладающий властью творит, что хочет, потакая своим капризам.

Щедрин понимал, что так продолжаться не может, и такое положение вещей угрожает самому существованию России.

5. С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называется головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Писатель использует гиперболы, преувеличивая глупость глуповцев, и гротеск, превращая героев и события в карикатуру.

Головотяпами народ прозвали за то, что он тяпал головой обо всё: о стены, о пол.

Рядом жили:

  • Моржееды - те, кто ест моржей.
  • Лукоеды - те, кто ест лук.
  • Гущееды - те, кто ест гущу.
  • Клюковники - те, кто ест или собирает клюкву.
  • Куролесы - те, кто куролесят, занимаются дурью.
  • Вертячие бобы - те, кто вертит бобы.
  • Лягушечники - любители лягушек, есть или разводить.
  • Лапотники - делающие лапти, ходящие в лаптях.
  • Чёрнонёбые - те, у кого чёрное нёбо.
  • Долбёжники - те, кто долбит всё время,
  • Проломленные головы - те, у кого проломлены головы.
  • Слепороды - рождающиеся слепыми.
  • Губошлёпы - разини, люди с большими губами.
  • Вислоухие - те, у кого большие уши.
  • Кособрюхие - люди с косым, огромным брюхом, животом.
  • Ряпушники - любители рыбы.
  • Заугольники - живущие за углом.
  • Крошевники - те, кто много крошит, неаккуратные.
  • Рукосуи - те, кто всюду суёт свои руки.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Щедрин использует гротеск, гиперболы и сравнения, чтобы сделать повествование похожим на сказку, смешную, а временами страшную.

Примеры:

Гротеск: Волгу толокном замесили, в кошеле кашу варили, небо кольями подпирали.

Гипербола: Нет нас на свете народа мудрее и храбрее.

Сравнение (метафора): Сильно распалился, учить желом.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа Салтыкова-Щедрина "История одного города"? Чем?

Эта глава напоминает мне сказки про Ивана-дурака, который, что не сделает - всё глупость выходит. Например, сказка "Как Иван-дурак дверь стерёг".

Есть в этой главе сходство и с баснями Крылова. Например, "Лебедь, рак и щука" или "Квартет", в которых в героях также не было согласия, а оттого с ними происходили разные беды.

Творческое задание

Литературоведы считают Щедрина наиболее актуальным и современным из русских писателей, согласны с этим утверждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я тоже считаю Салтыкова-Щедрина наиболее актуальным и современным писателем. Ведь те пороки общества, которые он вскрывал в своих произведениях, никуда не делись. По-прежнему процветают воровство и взяточничество, всё так же чиновники заботятся о себе, а не о нуждах простого народа. И всё так же молчит народ, позволяя собой помыкать.

Любое произведение писателя легко перенести в современный мир и оно окажется актуальным.

Обогащаем свою речь

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение, используя следующие слова и словосочетания: растекаться мыслию по древу, похвала, скромность, древность, вероисповедание, воедино, простодушные соседи, изловить, надумали, мудрость, понуриться.

Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина несомненно оказывали своё влияние на общественное мнение, но вот реально изменить общественные порядки тогдашней России не могли.

Весь талант автора не мог пробиться сквозь вековые предрассудки власти, разрушить отношение чиновников к народу.

Писатель на стал растекаться мыслию по древу, он показал саму суть происходящего в обществе, иронично используя похвалу глупости. Он погрузился в древность, рассказав о том, как простодушные соседи признали главенство головотяпов, как те надумали пригласить князя себе в управление, не понимая, что тем самым лишают себя исконной свободы. И как назначенные князем градоначальники провоцировали бунты, чтобы нажиться на бедах народа.

Писатель в сказочной, гротескной форме показал текущее состояние общества и, конечно, старался разбудить в нём дремлющие чувства самоуважения и свободомыслия. Многие читатели правильно восприняли сатиру Салтыкова-Щедрина, а власть увидела в ней угрозу своему существованию.

В одиночку Щедрин не мог раскачать общество, но были и другие прогрессивные писатели, стараниями которых русское патриархальное общество начало просыпаться от векового сна, началось великое "брожение умов", которое привело к смене общественного строя, как о том и мечтал автор "Истории одного города".

Фонохрестоматия

1. Как звучат в чтении актёра Леонида Кулагина гипербола и гротеск?

Эти средства художественной выразительности актёр передаёт интонацией и логическими ударениями. Он читает перечень гротескных действий головотяпов постепенно ускорясь, но в конце вновь замедляется, начинает читать протяжно. Это звучит сказочно.

2. Как передаются действия и преобразования градоначальников в актёрском чтении?

Действия градоначальника актёр передаёт с осуждением, с насмешкой.

3. Какие сатирические приёмы автора и актёра делают поступки и деяния героев абсурдными и пародоксальными? Как они передаются в чтении?

Абсурдными поступки героев делают гротеск и гипербола. При чтении они передаются интонацией со сменой темпа чтения.

4. Как называются соседние с глуповцами народы? Объясните происхождение их названий.

Ответ смотри выше.

5. Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель пытается разбудить в обществе стремление к свободе, самоуважение, гражданскую активность.

6. Почему звучит в сатире народная песня "Не шуми ты, мати зелена дубровушка"? В чём смысл её использования?

Эту песню поют глуповцы, потеряв свободу. Они сами пригласили себе князя, согласились с его условиями и "горько плакали, что сладкую волю свою прогуляли".

Потерю свободы и символизирует эта песня.

7. Как произносит Леонид Кулагин названия племён и характеры их взаимоотношений - спокойно, строго, иронически? Почему?

Актёр произносит названия племён иронически, но спокойным голосом. Он никого не выделяет, но подсмеивается над их обычаями.

8. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение?

Этот роман вызывает разные чувства. С одной стороны смех, ведь действия глуповцев действительно очень смешны. Они полностью оправдывают своё прозвище.

С другой стороны роман вызывает грусть, жалость и досаду. Как могут люди вести себя так глупо, восхвалять обман и воровство! Это острая сатира на общественный строй, в котором власть думает лишь о своей выгоде.

А чтение актёра помогло лучше понять мысли автора.

Салтыков-Щедрин "История одного города"


3 комментария:

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...