четверг, 4 августа 2022 г.

Л. Толстой "Детство", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 322

Л. Толстой "Детство"

Размышляем о прочитанном

1. Какой представляется матушка герою повести "Детство"? Когда её лицо становилось ещё лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Николенька очень любил маму. Он любил сидеть рядом и слушать приветливые звуки её голоса. Любил представлять маму маленькой, любил, когда мама прикасалась к нему во сне нежной рукой. В такие минуты Николенька задыхался от любви. Её лицо становилось очаровательным, когда мама улыбалась.

Отец Николеньки был человеком интересным. В нём сочетались предприимчивость, самоуверенность, любезность и разгул. Он был гордым человеком, но при этом умел нравится всем без исключения.

Он одевался оригинально и изящно. К его высокому росту шли широкие платья, большие манжеты, воротнички.

Он любил читать, но из-за излишней эмоциональности часто откладывал книгу в слезах. Он любил музыку, играл на фортепьяно, пел романсы. Но серьёзной музыки не любил.

Говорил он очень увлекательно, гибко, и любой поступок мог рассказать как милую шалость или как низкую подлость.

2. Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение? Почему?

У Натальи Савишны был интересный характер. Она была очень деловой женщиной, всё время что-то делала, помнила где что находится, следила за порядком во всём доме и везде успевала. При этом она была доброй и даже робкой. Она нашла своё место в жизни, искренне полюбила семью своих господ и была счастлива.

Наталья Савишна всю жизнь прожила в семье Николеньки. Сперва она была горничной, потом няней, потом стала заведовать кладовой. Когда маман решила отблагодарить Наталью Савишну за двадцать лет службы и выдала ей вольную, она посмотрела на бумагу со злобой. Наталья Савишна не хотела вольной, её устраивала жизнь в доме Николеньки.

Наталья Савишна решила не брать вольную, потому что для неё смыслом жизни было служение господам. Она не представляла себе иной жизни.

С одной стороны, я понимаю её решение. Непросто начинать новую жизнь в зрелом возрасте, когда старая тебя полностью устраивает. С другой, свобода кажется мне величайшей ценностью и я не одобряю поступок Натальи Савишны.

3. Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

Николенька пролил квас на скатерть. Он сделал это случайно, вины мальчика в этом не было.

Маман, однако, поругала мальчика и что-то посоветовала Наталье Савишне. Няня взяла мокрую скатерть и прошлась по лицу Николеньки. Мальчика это очень обидело, он чувствовал несправедливость наказания и мечтал отплатить Наталье Савишне. Его обида понятна, как и последующее раскаяние.

Мы видим, что Николенька неосторожный, подвижный мальчик, который легко обижается, но легко и остывает. Наталья Савишна предстаёт в этой ситуации поборницей чистоты, её обижает, когда кто-то портит чистоту, её же наведённую. Она действует в горячке, потом раскаивается, видя, какую боль причинила мальчику.

В этой ситуации я на стороне Николеньки, единственная ошибка которого в том, что он сразу не попросил извинения за неосторожность. Тогда такая ситуация не случилась бы, ведь повинную голову меч не сечёт.

4. Толстой спрашивает: "Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, которыми обладаешь в детстве?" Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Толстой называет детство счастливой, невозвратимой порой. Он сожалеет, что с годами человек перестаёт быть таким искренним в своих чувствах, как был в детстве. Взрослея, человек теряет то, что называется детской непосредственностью. Он теряет беззаботность, весёлость, потребность любви уже не является главной целью жизни взрослого человека. Он теряет счастье и Толстой это понимал.

Поэтому он так горько сожалел о детстве, зная, что вернуть ту лёгкость бытия уже не сможет, даже при всём желании. Жизнь действительно оставляет в сердце тяжёлые следы, оставляя о детстве лишь счастливые воспоминания.

Творческое задание

Особенностью характера героя повести "Детство" является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает, по выражению Смольникова, "беспощадным к самому себе". Подумайте, всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства. Бываете ли при этом беспощадными к самим себе? Расскажите об одном из таких случаев.

Я редко бываю беспощадной к самой себе. Скорее я склонна оправдывать все свои поступки. Это не значит, что я не делаю нужных выводов из ошибок. Иногда мне приходилось испытывать стыд за свои действия и я давала себе слово больше не повторять их. Например, однажды я тайно взяла у подруги куклу, которая мне очень нравилась и которую она не хотела мне давать. Я взяла просто поиграть, но получилось, что я её украла. Мне потом было очень стыдно и я обещала себе никогда не брать чужого, как бы этого не хотелось.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими бы вы нарисовали героев прочитанных глав? Каким настроением пронизаны иллюстрации? Почему они больше напоминают светлое воспоминание, а не реальную зарисовку?

На иллюстрации художника Вестфалена мы видим Наталью Савишну и Николеньку. Наталья Савишна показана старушкой в платке, которая склонилась над сундуком. На другом сундуке сидит стройный милый мальчик, очень чистый и добрый. На рисунке показан обычный быт дворянского дома, примерно такой, как я его и представляла.

Это очень светлая иллюстрация, от которой веет добром и ощущением спокойствия. Уют и чистота комнаты навевают воспоминания о детстве, о самой счастливой поре человеческой жизни. Именно поэтому эти рисунки кажутся светлыми воспоминаниями. Они словно выхыватывают из прошлого самые яркие и приятные эпизоды. В них совершенно нет негатива.

Я бы нарисовала Николеньку милым и красивым мальчиком с живым лицом. Карла Ивановича - старичком в очках, Наталью Савишну - улыбающейся старушкой. Маман я бы нарисовала красивой и улыбающейся женщиной в ярком платье, а отца - нарядным, подвижным, энергичным.

Совершенствуем свою речь

Объясните слова:

Привязанность - чувство близости к другому человеку.
Самопожертвование - готовность чем-то пожертвовать ради другого.
Сочувствие - отзывчивость к чужому горю, сопереживание.
Согласие - умение разделить чью-то точку зрения.

Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали. Введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Я хорошо помню дом своей бабушки, в котором часто бывала в раннем детстве.Это была обычная деревянная изба с тремя комнатами. Там всегда царила идеальная чистота, на окнах висели симпатичные занавески, на полу лежали разноцветные коврики. Особенно мне запомнился гобелен "Три охотника", который висел над стареньким, но таким удобным диваном.

Я очень любила бабушку, чувствовала к ней искреннюю привязанность, и меня радовало её отношение ко мне. Она всегда старалсь угостить чем-нибудь вкусным - пирогами, вареньем, свежими овощами и ягодами. Я часто помогала ей по дому и от её похвалы чувствовала себя счастливой. Но когда я баловалась бабушка могла быть строгой. Она могла даже пригрозить хворостиной, хотя, конечно же, никогда меня не била. Но такое случалось редко. Большую часть времени между мной и бабушкой царило полное согласие. Она могла посочувствовать моим огорчениям, а иногда проявляла чудеса самопожертвования, когда отдавала мне последний кусочек самого вкусного пирога.

Я очень люблю свою бабушку и ценю её отношение ко мне.



2 комментария:

21 мая, Иван Долгий: традиции и приметы

21 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в н...