Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 14-15
Тема "Русские народные песни. Частушки"
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?
Народные песни пел и сочинял народ. Их можно разделить на несколько групп: календарные, лирические, исторические, обрядовые песни и частушки.
Календарные песни пели по праздникам. К ним относятся коляды и веснянки.
Лирические песни могут быть любовными, а могут быть шуточными или семейными.
Исторические песни говорят о реальных людях и событиях.
Частушки - весёлые и короткие песни.
Обрядовые песни исполнялись при проведении обрядов - свадьб, похорон и других.
Мне нравятся нароные песни "Валенки" и "Ах, вы, сени". Их можно отнести к лирическим песням.
2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
Лирические песни как правило медленные, протяжные. Это песни-раздумья, передающие грустное настроение. В них поётся о любви, о семейной жизни, о горькой доле вдов и сирот. Есть и шуточные лирические песни, в которых народ подтрунивает над героями.
Исторические песни рассказывают о народных героях, борьбе с врагами, подвигах. Они наполнены гордостью за своих защитников, любовью к Родине, патриотизмом.
3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?
Былины и исторические песни говорят о защите Родине, борьбе с её врагами, их цель - прославить народных героев и унизить врага, воспитать патриота.
Былины более древний эпический жанр. В них мы находим много сказочного и это важное отличие от исторических песен. В последних речь идёт о реальных лицах и событиях, сохранившихся в памяти народа.
4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?
Частушки это короткие лирические песни, обычно из четырёх строк. Они исполняются под музыку или без двумя исполнителями (две девушки, парень/девушка). Из инструментов чаще всего используется гармоника, сейчас - аккордеон.
Я никогда не исполняла частушки и не умею этого.
Частушки говорят о важных для исполнителя событиях, то есть актуальны для своего времени. Например, в годы СССР популярен был жанр политической частушки.
5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры таких повторов.
Повторы делают песню ритмичной, напевной, эмоциональной.
Примеры: А то ж моя молода дивчина по воду пошла/А то ж моя молода дивчина по воду пошла.
6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Нород сочувствует Пугачёву. В песнях мы слышим сострадание и уважение. Пугавёва называют добрый молодец, народный заступник, родной батюшка; о его жизни говорят: походы удалые, житьё свободное.
Народ искренне жалеет о гибели Пугачёва, после которой остаётся сиротами горемычными.
В песнях используются яркие эпитеты (горемычные, удалые, тяжёлые), повторы (доставались мне/доставались мне), сравнения (Пугачёв - красное солнышко), уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Обогащаем свою речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелёненьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
Уменьшительные суффиксы и ласковые эпитеты в народных песнях привносят в них чувства ласки, любви, доброго отношения к чему или кому-либо.
2. Что подчёркивается в народной исторической песни словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родной батюшка, красно солнышко?
Сочетания существительных с эпитетами подчёркивают в исторических песнях отношение народа к героям или событиям, чувства, которые люди к ним испытывают. Чаще всего это любовь и гордость.
3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
В этимологическом словаре прямо говорится, что слово частушка происходит от слова частый, что означает быстрый, частый повтор чего-либо. Это слово отражает манеру исполнения частушки - быстрым говорком.
Творческое задание
Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий