Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 19-20
Тема "Предания"
Размышляем о прочитанном
1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?
Более интересным был текст предания "О покорении Сибири Ермаком", потому что он напоминает сказку.
Народ представляет Пугачёва и Ермака героями, богатырями, честными и справедливыми, заступниками и защитниками.
2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что - народной фантазией?
"О Пугачёве". Отголосками событий были: история Петра III, поимка Пугачёва. Фантазией - рассказ о поступке Екатерины и воцарении Петра.
"О покорении Сибири". Реальна история посыла казаков в Сибирь и их битвы с ханом, фантазия - болезнь царя от дум, поиски Ермака, подробности битвы с Кучумом.
3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.
В предании "О Пугачёве" рассказчик говорит, что герой "женился из нашего посёлка", и в конце убеждает, что "всё точно было", то есть верит в то, о чём говорит.
Предание "О покорении Сибири" читается как сказка и рассказчик это подчёркивает. Он не верит, что описанное происходило именно так. На это указывают явные гиперболы: "кого молния не ударит и гром не оглушит", "всех птиц на Дону повидали", "борода по колено выросла" и других.
Обогащаем свою речь
1. Подготовьте пересказ предания "О покорении Сибири Ермаком", включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженная землица лежит, одолел сибирского хана.
Пересказ предания "О покорении Сибири Ермаком"
Услышал царь о земле далёкой, что Сибирью зовётся. Узнал он, что много в той Сибири всякого добра таится. Долго думал царь, как ту землю покорить, только не было у него силы, что покорила бы Кучумово царство. От этих дум занемог царь и заволновались бояре. Стали они спрашивать царя, что за дума тяжёлая на его сердце лежит. Да только знал царь, что ничем бояре ему не помогут, и не отвечал им.
Но пришёл к царю слуга из крестьян и спросил, откуда на батюшку хвороба навалилась. Спросил царь в ответ, есть ли в его царстве кто храбрый да удалый. А слуга назвал имя Ермака Тимофеевича, казака донского.
Встал царь с постели, послал своих слуг на Дон Ермака искать. Весь Дон обыскали слуги, Ермака не нашли. Вновь позвал царь простого слугу, выдал ему разные доспехи, благословил и отправил Ермака искать.
Выехал мужик из Москвы, снял доспехи и пошёл с простым посохом. Долго ходил мужик, борода у него по колено выросла. Дошёл до высоких гор и встретил странника. Поведал тот, что Ермак по Уралу ходит.
Отправился мужик на Урал и нашёл Ермака. Явился Ермак к царю без поклона и в шапке. А царь ему и говорит:
- Разное я про тебя слыхал, да милостив царь. Искупи свою вину. Лежит за Уралом земля нехоженная с богатствами несметными. Излови ты Кучума-хана, а его людей под власть Руси подведи.
И отправился Ермак в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Дошёл он до Тобола, построил лодки, достиг Иртыша. Встретился с Кучумовыми людьми и долго с ними бился. Одолел Ермак Кучума, хотя и много казаков полегло. А самого Кучума казаки убили.
Послал Ермак царю верного казака. Узнал царь, что в Сибирь ворота открыты, стал туда разных людей посылать. Так и появились русские в Сибирской земле.
2. В чём сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях:
Сходство: придумал народ, могут происходить чудеса, герои преодолевают трудности, помогают простым людям.
Различия: в преданиях описаны реальные исторические персонажи и указано конкретное место действия. В сказке - выдуманные герои и сказочный мир.
Литература и другие виды искусства
1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник Суриков на картине "Покорение Сибири Ермаком"? Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образу Ермака и его сподвижников.
Я иначе представляла себе сцену битвы на Иртыше. Я не думала, что всё было так страшно, что люди толпами шли друг на друга.
На картине мы видим две группы людей, мало похожие на организованные армии. Слева под флагами с ликом Божьим казаки Ермака, справа - неистовая орда татар Кучума.
Мы видим, что русские лучше вооружены, они имеют огнестрельное оружие, а татары вооружены только луками и мечами. Но их очень много и на крутом берегу скачут ещё сотни всадников.
Однако русские казаки не смущаются этим преимуществом. Они смело атакуют и побеждают. Это суровые, немолодые воины, которые знают, на что идут.
От этой картины меня бросает в дрожь. Слишком правдоподобно художник нарисовал смерть сотен людей, слишком много на ней мелких деталей, делающих картину живой.
Фонохрестоматия
1. Какое впечатление оставила у вас увертюра Римского-Корсакова?
Эта увертюра прекрасно передаёт чувство тревоги. Трубные звуки таинственные, зовущие вдаль.
2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании - торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?
В этом предании говорится о тех временах, когда Ермак и его казаки покоряли Сибирь.
При прослушивании я чувствовала торжественность и гордость за деяния предков
В чтении актёра мне понравилась печаль, звучащая в голосе царя, говорящего о хворобе. Понравилась мне и гордость в голосе актёра, говорящего о завоевании Сибири и памяти об Ермаке.
3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?
Я бы иначе прочитала вопросы бояр - со страхом и мольбой. Они боятся царя и переживают о своей судьбе.
Слова слуг о неудаче на Дону я бы тоже читала со страхом - они боятся наказания за неудачу.
4. Какими представляются вам герои предания?
Царь Иван кажется мне строгим, не терпяшим непослушания, но хитрым, умным, умеющим добиваться своей цели.
Ермак кажется гордым, смелым, неукротимым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий