Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 240, 247-248
М. Салтыков-Щедрин "Дикий помещик"
Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик". Подумайте, к каким сказкам её можно отнести - юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гротеск или гипербола. Если да, то с какой целью вводит их автор? Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка "Дикий помещик"? Подготовьте художественный пересказ сказки.
Это сатирическая сказка, юмор в ней направлен на обличение пороков общества, а не на развлечение читателя.
Смысл названия: помещик дичает, становится диким, потому что не способен сам себя обслуживать, содержать. Указывает на отрыв помещиков от народа.
В сказке много примеров гипербол и гротеска. Например, описание одичания помещика - это гротеск. А описание его мечтаний о саде - гипербола ("ломятся под грузом плодов деревья").
С помощью этих приёмов автор усиливает юмор ситуации, обличительные особенности текста.
Сказка направлена против презрительного, уничижительного отношения помещиков к крестьянам, мужикам. Против их нежелания признавать тот факт, что на мужиках и крестьянском труде строится их благополучие. Против глупости, чванства, невежества.
Художественный пересказ сказки "Дикий помещик", пример
В некотором царстве, некотором государстве жил помещик с телом белым. Всего у него было много, но молил он бога избавить его от мужика. В газете он прочитал совет "Старайся" и следовал ему. Начал помещик притеснять мужиков штрафами, совсем тем невмоготу стало. Взмолились они Богу и Бог внял их мольбам.
Налетел мякинный вихрь и не стало мужика на земле помещика. Вышел помещик на балкон и вдохнул воздух чистый. Доволен остался.
Пригласил помещик в гости актёра. Но увидел актёр, что некому театр ставить, обозвал помещика глупым, и уехал.
Пригласил помещик генералов. Но увидели генералы, что нет у помещика мяса, обозвали его глупым, и уехали.
Разложил помещик пасьянс и сошелся тот три раза кряду. Решил помещик твёрдо на своём стоять. О садах, коровах и клубнике мечтал. Всё ходил по комнатам, да Сеньку звал.
Приехал к помещику капитан-исправник и стал помещика ругать. Исчезли мужики - некому стало подати платить, опустел базар в городе. И спросил исправник грозно, знает ли помещик, чем это пахнет. Потом обозвал помещика глупым и уехал.
А помещика страх взял, что его могут в Чебоксары выдворить. Но решил быть твёрдым до конца.
Вскоре стал к помещику медведь приходить, в окно глядеть и облизываться. Крепился помещик, держался, и вскоре одичал. Волосами оброс так, что холода не чувствовал, ходил на четвереньках, утратил способность членораздельные звуки произносить, с деревьев на зайцев охотился.
Стал помещик таким сильным, что даже с медведем подружился.
А начальство тем временем заволновалось. Велело мужика изловить. Тут на базарную площадь как раз рой мужиков сел. Поймали их и в уезд отвезли. И запахло опять в уезде мякиной, появились на базаре мясо и овощи, да подати богато заплатились.
Помещика же поймали, отмыли, остригли и газету отобрали. Раскладывает помещик пасьянс, тоскует по жизни в лесу, и умывается лишь по принуждению.
Размышляем о прочитанном, стр. 247-248
1. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, авторские. Назовите их. Кто их герои? Чем отличаются сказки Щедрина? Как завал писатель возраст для которого они предназначены? Как это понимать? Сумели и вы разобраться в деталях прочитанного? Против чего и против кого эти сказки направлены, какие человеческие пороки высмеивают?
Героями народных и авторских сказок часто становятся различные животные, фантастические персонажи, вроде Бабы-Яги, люди, как крестьяне, так и цари. Героями Щедрина всегда оказываются либо животные, либо самые обычные люди, его современники.
Автор назвал свои сказки "сказками для детей изрядного возраста", то есть это не детские произведения. Они предназначены для взрослых, которые многое знают, замечают, осмысливают.
Поэтому детям очень непросто разобраться в деталях прочитанных сказок. Многие отношения между героями кажутся странными, непонятными, надуманными. Но дело в том, что эти отношения брались автором из жизни.
Автор специально гиперболизировал описанные отношения, делал их пародией на реальность, чтобы показать всю уродливость многих пороков общества. Это высокомерие, гордыня, глупость, чванство, трусость, унижение человека человеком. Большинство этих пороков происходят от социального строя, крепостничества, неравенства.
2. Встречается ли в тексте гипербола, гротеск? Какова их роль? Что в сказке фантастического и вполне реального?
В сказке много примеров гипербол и гротеска. Например, описание одичания помещика - это гротеск. А описание его мечтаний о саде - гипербола ("ломятся под грузом плодов деревья").
С помощью этих приёмов автор усиливает юмор ситуации, обличительные особенности текста.
Если брать отдельно сказку "Дикий помещик", то реальным оказывается отношение помещика к крестьянам, его глупость и невежество. Так же как и отношение властей к происходящему.
Фантастическим оказывает рой мужиков и постепенное превращение помещика в дикого зверя.
3. Какие жанры народного творчества использовал Щедрин? Какие приметы фольклора встречаются в сказках писателя? Найдите в тексте сказок выражение, которые сближают щедринские сказки с народными и в то же время имеют совершенно особый смысл, несут с собой определённый подтекст. В чём же сходство и в чём своеобразие, присущее сатире Щедрина? Какие средства помогают Щедрину вызывать смех сквозь слёзы? Почему хочется смеяться, читая щедринские сказки, и одновременно думать о том, как грустна Россия?
Прежде всего Щедрин использовал народные сказки.
Многие сказки писателя начинаются зачином: "Жили-были два генерала...", "В некотором царстве", в них есть присказки "Долго ли, коротко ли...", "Жить да поживать", и даже концовки: "Он жив и доныне".
Другие приметы сказок: говорящие звери, волшебные превращения.
В сказках Щедрина много народной речи, народных выражений: "хорошо здесь - слова нет", "океан-море", "ни пером описать, ни в сказке сказать". И если в народных сказках последнее выражение относится к красоте, чему-то прекрасному, то у Щедрина - это гротеск, описание ужасного, ругани генералов. И так везде, что хорошо в народных сказках, то плохо у Щедрина. В этом заключается своеобразие его сатиры.
Смех сквозь слёзы Щедрин вызывает с помощью гротеска и гиперболы, которые как кривое зеркало преломляют привычные картины реальности.
И поэтому мы смеёмся, читая эти сказки, ведь они действительно смешные, но плачем, когда вспоминаем, что всё в них написанное правда, только усиленная, чтобы лучше были видны недостатки общества.
4. Литературоведение утверждает, что сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного несказочного времени. Согласны вы с таким утверждением и каким примером могли бы подтвердить эту мысль?
Я согласна с этим утверждением. Вот, например, презрение, которое испытывал помещик к мужикам и его наивные мечты об английском саде, являются приметой обычного, несказочного времени. А улетевшие мужики - уже фантастическим событием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий