Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 58-73
Ответы на вопросы к теме «Учимся создавать юмористическое произведение»
1. Вспомни, какое произведение называется юмористическим. Запиши.
Юмористическим называется произведение, в котором описана комическая ситуация или смешной случай, герои которого оказываются в нелепой ситуации, которое вызывает смех читателя.
2. Проверь себя. Подчеркни слова и выражения, которые помогут понять смысл текста.
Подчёркиваем слова: небольшие, поэтически или прозаические, смешная ситуация, смешные герои, смешные слова, вызывают смех.
3. Вспомни произведения, которые, на твой взгляд, можно назвать юмористическими. Запиши.
Юмористическими можно назвать произведения:
- Е. Чарушин «Страшный рассказ».
- Н. Носов «Затейники».
- Н. Носов «Живая шляпа».
- Н. Носов «Телефон».
- Н. Носов «Федина задача».
- Ю. Ермолаев «Два пирожных».
- А. Введенский «Учёный Петя».
- А. Барто «В театре».
- М. Зощенко «Великие путешественники».
4. Выпиши названия юмористических произведений из оглавления учебника по литературному чтению для 4 класса.
Юмористические произведения в учебнике:
- Е. Шварц «Сказа о потерянном времени».
- В. Драгунский «Главные реки».
- В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
- Б. Житков «Как я ловил человечков».
- М. Зощенко «Ёлка».
5. Определи, в какой раздел учебника включены юмористические произведения. Как он называется? Запиши. Объясни, почему эти произведения являются юмористическими.
Больше всего юмористических произведений включены в раздел «Делу время — потехе час».
С героями этих произведений происходят смешные истории, в них использованы смешные слова, они вызывают улыбку у. читателя.
6. Прочитай. В каком отрывке представлена юмористическая ситуация, в каком — комические герои, в каком — комические слова? Может ли быть так, что в одном произведении есть и комическая ситуация и комические герои; или и комические герои и комические слова? Объясни своё мнение. Запиши.
В первом отрывке имеется комическое слово — Плим.
Во втором отрывке действуют комические герои, есть комическая ситуация, и есть комические слова (хыхки, сыски).
В третьем отрывке действуют сказочные герои.
Может быть так, что в одном произведении будут и комические слова, и комическая ситуация, и комические герои. Ведь всё это — признаки (особенности) юмористического произведения.
7. Придумай юмористическую историю по картинкам. Рассмотри рассказ в картинках датского художника-карикатуриста Х. Бидструпа. Является ли это произведение юмористическим? Вызывает ли улыбку, смех? Объясни, почему. Запиши.
Рассказ в картинках Х. Бидструпа является юмористическим произведением. В нём представлена комическая ситуация, которая вызывает улыбку.
8. Это произведение Х. Бидструп назвал «Незадачливый рыбак». Объясни смысл названия. Запиши.
Герой рисунков — рыбак, которые попал в комическую ситуацию. Его крючок зацепился за дерево, рыбак полез отцеплять крючок и сам запутался. А рыбы смеялись над ним.
Рыбак оказался незадачливым, неумелым, в этом смысл названия.
9. Составь рассказ. Определи, кто нарисован на рисунках, что происходит. Запиши рассказ.
Рассказ по картинам Х. Бидструпа «Незадачливый рыбак», пример
Однажды рыбак пошёл ловить рыбу. Он размахнулся, чтобы закинуть леску с крючком в реку, но крючок зацепился за ветки дерева.
Рыбак полез на дерево, чтобы отцепить крючок. Он крутился и вертелся, не замечая, что леска опутывает его самого.
И вот рыбак оказался связан леской и не мог пошевелиться. Он беспомощно висел на дереве, а рыба выглядывала из воды и смеялась над незадачливым рыбаком.
10. Проверь себя.
- Соответствует ли рассказ названию? Да.
- Есть ли логика в развитии действия? Да
11. Создай свой рассказ в рисунках на тему «Незадачливый рыбак». Подумай, какой другой смешной случай мог произойти с рыбаком. Выбери или допиши свой.
- Поймал много рыбы, но всю её съел кот.
- Поймал огромную рыбу, которая утянула удочку в речку вместе с рыбаком.
- Крючок зацепился за штаны рыбака, и когда тот попытался закинуть удочку, полетел в воду.
Подумай, как будут развиваться события. Что нужно изобразить на картинках? Какие подписи надо сделать? Нарисуй. Напиши.
Описание картинок по моему варианту.
- Рыбак стоит на берегу и готовит удочку.
- Он размахивается, а крючок цепляется на его штаны сзади.
- Рыбак бросает удочку, и летит вверх тормашками в воду.
- Рыбак сидит в воде, а вокруг смеются рыбы.
12. Проверь себя.
- Соответствует ли рассказ названию? Да.
- Есть ли логика в развитии действия? Да.
13. Прочитай. Реши, является ли ситуация смешной. Подчеркни красным карандашом ситуацию, которая вызывает смех, синим — слова, которые вызывают смех, зелёным — смешных героев.
Ситуация в рассказе В. Драгунского «Англичанин Павля» смешная.
Подчеркнём красным карандашом слова: я совсем измучился от этих занятий; мы спасибо ещё не проходили; я изучил по-английски Петя.
Синим слова: шалишь; чёрт ногу сломит; рот разинет; потеха будет.
Зелёным слова: Павля напыжился, покраснел; Павля прямо засиял.
14. Объясни, почему этот рассказ является юмористическим. Запиши.
Этот рассказ является юмористическим, потому что в нём действует комический герой (Павля), попадающий в смешную ситуацию (не знает английский), используются смешные слова.
15. Придумай похожую смешную историю, связанную с языком. Выбери или допиши. Например:
- Мы придумали детский язык.
- Как я разговаривал в Англии.
Мне нравится первый вариант про детский язык. Герои придумают язык, на котором будут разговаривать, а взрослые не смогут их понимать.
16. Придумай рассказ. С чего всё началось? Запиши.
Вася и Петя решили придумать свой язык, чтобы взрослые их не понимали. Они стали пенять первые буквы в словах на буквы Р и Ш.
Опиши основное смешное событие.
Мальчики так увлеклись своим языком, что на уроке стали отвечать непонятно для учителя. Учитель спрашивает, какое стихотворение выучил Петя, а мальчик отвечает «Римнее ртро». Учитель просит Васю поправить друга, а тот говорит: «Шимнее штро».
Запиши, чем всё закончилось.
Учитель поставил мальчикам двойки и они решили забыть свой детский язык.
17. Придумай юмористический рассказ самостоятельно. Вспомни или придумай весёлую историю, которую ты хочешь описать, её участников. Запиши.
Я вспомнила историю с Мишей и Аней. Ребята пошли купаться, но Аня не решалась зайти в воду. Миша решил толкнуть Аню в воду, в этот момент она наклонилась, и Миша сам полетел в воду.
Придумай, какие смешные слова ты будешь использовать в описании героев, события.
Смешные слова: подзуживать, кувырком, громко смеялась,
Придумай заголовок. Запиши.
Заголовок: «Не рой другому яму».
Определи тему (о чём ты будешь рассказывать). Запиши.
Тема: смешной случай на реке.
Определи ключевое событие. Запиши.
Миша падает в воду, когда хотел столкнуть Аню.
Реши, в каком жанре ты будешь писать: рассказ, сказка, фантастический рассказ. Запиши.
Это будет рассказ.
Запиши, с чего всё началось.
Миша предложил Ане сходить на речку, искупаться. Девочка согласилась. Ребята пошли на речку и вскоре стояли на высоком берегу. Они смотрели на воду и не решались зайти. Им казалось, что вода ещё холодная.
Запиши основную часть (событие, которое вызывает смех).
Миша стал подзуживать Аню. Он уговаривал её прыгнуть с берега. Аня считала себя храброй, но прыгать боялась. Она стояла и смотрела на воду. Миша решил помочь Ане сделать выбор. Он разбежался и хотел толкнуть девочку. Но Аня в этот момент нагнулась, а Миша кувырком полетел в воду.
Запиши, чем всё закончилось.
Аня стояла на берегу и смеялась над Мишей. А Миша отфыркивался и снимал водоросли с ушей. Он обиделся, потому что подумал, что Аня специально всё подстроила.
18. Проверь себя.
- Соответствует ли рассказ названию? Да.
- Соответствует ли рассказ теме? Да.
- Есть ли логика в развитии действия? Да.
- Получился ли твой рассказ смешным? Да.
Комментариев нет:
Отправить комментарий