вторник, 8 июля 2025 г.

Исследование на тему «Бродячие сюжеты басен», 4 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 3-16

Тема «Летописи, былины, бытия»

Исследование на тему «Бродячие сюжеты басен», пример

Общий план исследования

  1. Выбор темы исследования.
  2. Постановка цели и задач исследования (зачем я буду это делать).
  3. Гипотеза исследования (моё предположение о том, что я могу получить в итоге).
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Тема исследования: Бродячие сюжеты басен.

Цель и задачи исследования: узнать, какие схожие сюжеты басен встречаются у баснописцев разных эпох и стран. Прочитать басни разных авторов. Найти схожие сюжеты. Обобщить материалы.

Предполагаемый результат (гипотеза): сюжеты многих басен разных автором имеют черты сходства, являются бродячими, то есть кочуют от автора к автору.

Список литературы:

  1. Эзоп «Басни».
  2. Ж. де Лафонтен «Басни».
  3. И. Крылов «Басни».
  4. А. Измайлов «Басни».
  5. И. Хемницер «Басни».

План сообщения о бродячих сюжетах басен

  1. Что такое басня.
  2. Кто такой баснописец.
  3. Каких баснописцев я знаю.
  4. Что такое бродячий сюжет басни.
  5. Какие схожие сюжеты есть у разных авторов.
  6. С чем связано появление бродячих сюжетов.

Пример сообщения про бродячие сюжеты басен

Басней мы называем короткий рассказ в аллегорической форме, содержащий мораль или нравоучение.

Писатели, которые пишут басни, называются баснописцами.

В истории мировой литературы есть немало знаменитых баснописцев. Это древнегреческий Эзон, Жан де Лафонтен из Франции, российские писатели Иван Крылов, Александр Измайлов, Иван Хемницер. Из более современных писателей к жанру басни часто обращался Сергей Михалков.

Для многих басен разных авторов характерен так называемый бродячий сюжет. Он заключается в совпадении героев, событий басни, общей морали.

Так, хорошо известно сходство басен И. Крылова «Лисица и виноград» и Эзопа «Лиса и виноград». В этих баснях действуют одни и те же герои: Лисица. Они мечтают об одном: о винограде. Но не могут получить желаемое. В итоге герои басен объявляют виноград неспелым, невкусным. Такой же сюжет обыгран и в басне Лафонтена «Лисица и виноград».

Схожими сюжетами обладают и другие басни, например:

  • Эзоп «Муравей и цикада», Лафонтен «Цикада и муравьиха», И. Крылов «Стрекоза и муравей», И. Хемницер «Стрекоза».
  • Эзоп «Волк и ягнёнок», Лафонтен «Волк и ягнёнок», И. Крылов «Волк и ягнёнок».
  • Эзоп «Лев и мышь», И. Крылов «Лев и мышь».
  • Эзоп «Ворон и Лисица», Лафонтен «Ворон и Лис», И. Крылов «Ворона и лисица».
  • И. Крылов «Слон и Моська», А. Измайлов «Слон и собаки».

Появление бродячих сюжетов в баснях связывают с взаимным проникновением различных культур. Но также, их появление связано с общечеловеческими моральными принципами, общими для всех людей пороками и недостатками, которые высмеиваются в баснях схожим образом.

Отчёт по результатам исследования

Тема исследования: Бродячие сюжеты басен.

Цель и задачи исследования: узнать, какие схожие сюжеты басен встречаются у баснописцев разных эпох и стран. Прочитать басни разных авторов. Найти схожие сюжеты. Обобщить материалы.

Предполагаемый результат: сюжеты многих басен разных автором имеют черты сходства.

Организация работы по исследованию: поиск информации о баснописцах разных стран и времён; поиск литературы по басням; чтение басен; поиск схожих сюжетов; обобщение полученных результатов; подготовка плана сообщения; написание сообщения; защита работы.

Результат работы по теме исследования: составлен рассказ-сообщение о бродячих сюжетах басен. Выявлена закономерность появления бродячих сюжетов в баснях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий