пятница, 25 июля 2025 г.

Ответы к теме «Поэтическая тетрадь. Сочинение по картине», 4 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 33-43

Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Сочинение по картине»

1. Прочитай рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Если бы тебе пришлось рисовать иллюстрации к данному тексту, какие слова и выражения помогли бы тебе создать картины времён года? Подчеркни их в тексте красным карандашом.

Подчеркнём выражения:

Накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке.

Набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов.

Ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене.

В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши.

Определи авторское отношение к изображаемому. Подчеркни синим карандашом слова, которые помогут в этом. Проверь. Подчеркни только те слова, которые есть в авторском тексте.

Подчеркнём слова: уж как весело, что за прелесть, повеселился вволю, был в восторге.

2. Рассмотри репродукции картин.

В учебнике даны четыре репродукции картин русских художников:

Картины на тему "Четыре времени года", коллаж


3. Прочитай слова. Выбери те из них, которые помогут тебе описать своё отношение к этим произведениям живописи.

Выберем слова:

Ликование, удовольствие, беззаботность, счастье, прозрачность, безмятежность, покой.

4. Какие чувства вызывают у тебя эти картины? Допиши предложения.

Картина К. Юона «Русская зима. Лигачёво» вызывает у меня ликование и беззаботность.

Картина В. Борисова-Мусатова «Майские цветы» вызывает у меня ощущение счастья и беззаботности.

Картина А. Пластова «Летом. Грибы» вызывает у меня ощущение безмятежности и удовольствия.

Картина В. Поленова «Золотая осень» вызывает у меня ощущения прозрачности, безмятежности и покоя.

5. Прочитай названия картин. Подумай, почему авторы так назвали их. Объясни своё мнение. Запиши.

«Русская зима. Лигачёво»: На картине зима. Это русская зима с гуляниями и песнями, играми и радостью. Зима в окрестностях Лигачёво.

«Майские цветы»: На картине играющие девочки, но они в окружении цветов, цветы создают настроение этой картины.

«Летом. Грибы»: На картине дети, собравшие грибы и отдыхающие на опушке. Грибы символизируют удовлетворение от хорошо проделанной работы.

«Золотая осень»: на картине осенний пейзаж, полный золотых красок.

6. Прочитай сочинение ученика 4-го класса. Определи и запиши тему и главную мысль сочинения.

Тема: описание картины В. Поленова «Золотая осень».

Главная мысль: картина очень яркая.

Подчеркни в тексте предложения, в которых сформулирована главная мысль этого сочинения.

Главная мысль сформулирована в предложении: мне понравилась эта картина, потому что она имеет разные яркие цвета.

7. Выбери картину, которая тебе понравилась. Подумай, что ты можешь рассказать о ней. Запиши тему своего сочинения.

Мне очень понравилась картина А. Пластова «Летом. Грибы».

Я бы могла рассказать о летнем лесе, о собранных грибах, об уставших девочках и собаке.

Тема моего сочинения: описание картины А. Пластова «Летом. Грибы».

8. Выбери слова и словосочетания, которые ты сможешь использовать в своей работе.

Выберем слова: буйство красок, у каждого свой наряд, спокойствие, умиротворённость, радость от увиденного.

Составь предложения с этими словами и словосочетаниями и запиши их.

Буйство красок на картине образовано изображением природы и образами девочек.

У каждого ребёнка на картине свой особый наряд.

На картине царит спокойствие и даже умиротворённость.

Я испытала огромную радость от увиденного на картине.

9. Запиши главную мысль своего рассказа о картине.

Главная мысль: мне понравилась эта картина, потому что на ней художник изобразил обычную жизнь обычных детей на фоне прекрасного лета.

10. Начни анализировать содержание картины. Перечитай название картины. Объясни, почему она так называется. Какие названия хотелось бы предложить тебе? Запиши.

Картина называется «Летом. Грибы». Действие картины происходит летом. Девочки собрали много грибов. Грибы — их радость.

Я бы назвала эту картину «Отдых после тихой охоты» или «Девочки и грибы».

Рассмотри картину. Выскажи, какие чувства она у тебя вызывает, какое настроение создаёт. Запиши.

Картина создаёт спокойное, умиротворённое настроение. Она вызывает у меня радость от ощущения гармонии, единения с природой.

Попутешествуй внутри картины. Запиши объекты, которые ты видишь. Подбери к ним слова эпитеты. Запиши словосочетания.

На картине я вижу:

Сидящую девочку в белом платье и красном платочке. Она спокойная, усталая, красивая.

Спящую девочку в синем платье. Она утомлённая.

Собаку. Она добрая, лохматая, беспородная.

Корзины с грибами. Они полные, богатые.

Кувшин. Он элегантный.

Берёзы. Они стройные, кудрявые, раскидистые, тенистые.

Цветы и травы. Они разноцветные, голубые и зелёные, пышные.

Лес. Он тёмный, густой.

Представь, какими звуками наполнена картина. Запиши.

Картина наполнена стрекотанием кузнечиков, шелестом листьев.

Сделай вывод: что помогает увидеть и понять смысл картины. Запиши.

Понять и увидеть смысл картины помогают усталые позы девочек и полные корзины грибов.

Составь план рассказа (план сочинения) по картине. Запиши.

План сочинения по картине А. Пластова «Летом. Грибы», пример

  1. Название картины, автор.
  2. Описание пейзажа, времени года, природы.
  3. Две девочки с грибами.
  4. Что делают девочки.
  5. Настроение картины.
  6. Какие чувства вызвала у меня картина.

Перечитай предложения, составленные в задании 8. Выбери те, которые пригодятся для твоего сочинения. Подчеркни.

Мне пригодятся три предложения:

У каждого ребёнка на картине свой особый наряд.

На картине царит спокойствие и даже умиротворённость.

Я испытала огромную радость от увиденного на картине.

11. Напиши заголовок. Запиши сочинение.

Сочинение по картине А. Пластова «Летом. Грибы», пример

Передо мной картина Аркадия Пластова «Летом. Грибы». На ней художник изобразил кусочек жизни и быта простых людей, сельских тружеников.

Простой и удивительный летний пейзаж служит основой полотна. На нём мы видим весёлое разнотравье, луг, заросший цветущими колокольчиками и высокими травами. Две берёзки вырвались из тёмного леса и растут прямо посреди луга, давая тень уставшим путникам.

Под ними расположились на отдых две девочки. Они долго собирали грибы в лесу и набрали две полные корзины подберёзовиков и груздей. Теперь они наслаждаются заслуженным отдыхом.

У каждого ребёнка на картине свой особый наряд. Одна девочка в белом платье, вторая — в синем. Они по-разному отдыхают от трудов: одна сидит и кушает ягоды с веточки, вторая так устала, что просто спит. Рядом отдыхает собака, она тоже набегалась.

Особе ощущение уюта передает образ кувшина, с каким-то напитком, возможно квасом.

На картине царят спокойствие и умиротворение. Кажется, даже ветер стих и не смеет тревожить покой девочек. Они заслужили минуту тихой радости.

Я испытала огромную радость от увиденного на картине, она вызывает чувство гармонии и единения с природой. Мне понравилась эта картина, потому что на ней художник изобразил обычную жизнь обычных детей на фоне прекрасного лета.

12. Перечитай свой рассказ о картине. Проверь.

Соответствует теме: Да.

Соответствует главной мысли: Да.

Соблюдена логика в написании предложений (раскрытии темы): Да.

13. Подумай, есть ли необходимость включить в сочинение небольшой рассказ о художнике. Если надо, воспользуйся дополнительным материалом и включи в свой рассказ сведения о художнике.

Такой необходимости нет. Достаточно указать имя и фамилию художника, жанр, в котором он писал свои работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий