Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 13
М. Лермонтов "Смерть поэта"
Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Смерть поэта".
Погиб поэт! — невольник чести —Размышляем о прочитанном
1. Чему посвящено стихотворение и когда оно написано?
Это стихотворение посвящено смерти на дуэли поэта А. С. Пушкина, которым восхищался и которого любил М. Лермонтов.
Написано оно было 28 января 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но тяжело ранен. Предположительно, до Лермонтова дошли слухи о смерти Пушкина.
2. Как строится лирический монолог и как меняется его стиль на протяжении всего текста? Какими средствами это достигается?
Лирический монолог представляет собой речь поэта-оратора, состоящую из отрывков, в которых резко меняется тональность, лексика, ритмика. С помощью этих художественных средств и достигается постоянная смена стиля в стихотворении.
3. Можно ли считать, что в стихотворении сочетаются черты разных жанров (ода, воспоминание, элегия и пр.)? Найдите в тексте стихотворения признаки разных жанров?
В стихотворении "Смерть поэта" сочетаются черты таких стихотворных жанров, как ода, элегия, воспоминание.
Ода - возвышенный, торжественный стиль, которым Лермонтов говорит о факте смерти и обличает причастных. Ода передаёт гневные чувства, переполняющие автора. Это обвинение, в котором немало слов "высокого штиля": "Пустых похвал ненужный хор, и жалкий лепет оправданья", "Угас, как светоч, дивный гений", "пятою рабскою поправшие обломки", "но есть и божий суд, наперсники разврата" и так далее.
Элегия - романтический стиль, полный размышлений и сожалений. Это мысли Лермонтова о судьбе Пушкина: "Зачем от мирных нег и дружбы простодушной...", "замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять".
Воспоминание - лирический стиль, близкий к элегии, но целиком посвящённый воспоминаниям о былом, о прошлом: "и взять могилой, как тот певец, неведомый, но милый".
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания, подберите к ним синонимы:
Как объяснить, что слова найдены самые удачные, нужные и никакие синонимы не могли заменить те, которые так верно нашёл Лермонтов? Какие из этих слов используются вами в речи?
Никакие синонимы не могут заменить найденные Лермонтовым потому, что это слова, идущие от сердца, рождённые вдохновением, всплеском эмоций и таланта поэта.
В своей повседневной речи я не использую этих слов, разве что глагол Щадить.
Фонохрестоматия
1. Стихотворение "Смерть поэта" Лермонтова - подтверждение его мыслей о тяжёлой и суровой доли певца-поэта. Удаётся ли это выразить актёру в чтении стихотворения? Как помогает этому музыкальное сопровождение?
Актёру удалось выразить чувства поэта. Ему помогла и тихая фоновая музыка, едва слышная на фоне голоса чтеца.
2. Почему актёр делает долгую паузу перед словами: "И он убит"? Что в состоянии лирического героя подчёркивает эта пауза? Помогает ли нам понять и прочувствовать это состояние музыка?
Пауза в словах подчёркивает чувство великой потери, великого горя, которое испытывает поэт. Музыка тоже прерывается, она словно плачет вместе с автором и чтецом.
3. С какими чувствами прочитаны актёром последние 16 строк стихотворения, начиная со слов "А вы, надменные потомки"? Как вы прочитали бы эти строки? Почему именно так?
Последние строки прочитаны гневно, хотя и не очень громко. Актёр обвиняет, но не грозит. А я бы прочитала эти строки более громко, угрожающе, ведь виновники смерти Пушкина должны почувствовать неотвратимость возмездия - грядущий божий суд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий