воскресенье, 15 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Смерть поэта", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 13

М. Лермонтов "Смерть поэта"

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Смерть поэта".

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Размышляем о прочитанном

1. Чему посвящено стихотворение и когда оно написано?

Это стихотворение посвящено смерти на дуэли поэта А. С. Пушкина, которым восхищался и которого любил М. Лермонтов.

Написано оно было 28 января 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но тяжело ранен. Предположительно, до Лермонтова дошли слухи о смерти Пушкина.

2. Как строится лирический монолог и как меняется его стиль на протяжении всего текста? Какими средствами это достигается?

Лирический монолог представляет собой речь поэта-оратора, состоящую из отрывков, в которых резко меняется тональность, лексика, ритмика. С помощью этих художественных средств и достигается постоянная смена стиля в стихотворении.

3. Можно ли считать, что в стихотворении сочетаются черты разных жанров (ода, воспоминание, элегия и пр.)? Найдите в тексте стихотворения признаки разных жанров?

В стихотворении "Смерть поэта" сочетаются черты таких стихотворных жанров, как ода, элегия, воспоминание.

Ода - возвышенный, торжественный стиль, которым Лермонтов говорит о факте смерти и обличает причастных. Ода передаёт гневные чувства, переполняющие автора. Это обвинение, в котором немало слов "высокого штиля": "Пустых похвал ненужный хор, и жалкий лепет оправданья", "Угас, как светоч, дивный гений", "пятою рабскою поправшие обломки", "но есть и божий суд, наперсники разврата" и так далее.

Элегия - романтический стиль, полный размышлений и сожалений. Это мысли Лермонтова о судьбе Пушкина: "Зачем от мирных нег и дружбы простодушной...", "замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять".

Воспоминание - лирический стиль, близкий к элегии, но целиком посвящённый воспоминаниям о былом, о прошлом: "и взять могилой, как тот певец, неведомый, но милый".

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, подберите к ним синонимы:

Оклеветанный молвой - очернённый слухами, сплетнями.
Невольник чести - живущий по законам чести.
Не вынесла душа поэта - не выдержал поэт несправедливости.
Жалкий лепет - пустые слова оправдания.
Злобно гнали - безжалостно преследовали.
Дивный гений - чудесный талант, божий дар.
Угас, как светоч - умер, как гаснет свеча.
Пустое сердце - бесчувственное сердце.
Дерзко презирал - смело шёл против.
Щадить - жалеть.
Добыча ревности глухой - жертва тайных козней завистников.
Клеветники ничтожные - мелкие сплетники, презренные.
Пламенные страсти - высокие чувства.
Венец терновый - венец мученика.
Иглы тайные - тайный укол, желание сделать больно.
Отравлены мгновенья - испорчены мгновенья.
Коварный шёпот - сплетни за спиной, злословие.

Как объяснить, что слова найдены самые удачные, нужные и никакие синонимы не могли заменить те, которые так верно нашёл Лермонтов? Какие из этих слов используются вами в речи?

Никакие синонимы не могут заменить найденные Лермонтовым потому, что это слова, идущие от сердца, рождённые вдохновением, всплеском эмоций и таланта поэта.

В своей повседневной речи я не использую этих слов, разве что глагол Щадить.

Фонохрестоматия

1. Стихотворение "Смерть поэта" Лермонтова - подтверждение его мыслей о тяжёлой и суровой доли певца-поэта. Удаётся ли это выразить актёру в чтении стихотворения? Как помогает этому музыкальное сопровождение?

Актёру удалось выразить чувства поэта. Ему помогла и тихая фоновая музыка, едва слышная на фоне голоса чтеца.

2. Почему актёр делает долгую паузу перед словами: "И он убит"? Что в состоянии лирического героя подчёркивает эта пауза? Помогает ли нам понять и прочувствовать это состояние музыка?

Пауза в словах подчёркивает чувство великой потери, великого горя, которое испытывает поэт. Музыка тоже прерывается, она словно плачет вместе с автором и чтецом.

3. С какими чувствами прочитаны актёром последние 16 строк стихотворения, начиная со слов "А вы, надменные потомки"? Как вы прочитали бы эти строки? Почему именно так?

Последние строки прочитаны гневно, хотя и не очень громко. Актёр обвиняет, но не грозит. А я бы прочитала эти строки более громко, угрожающе, ведь виновники смерти Пушкина должны почувствовать неотвратимость возмездия - грядущий божий суд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий