Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 19
Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Дума"
М. Лермонтов "Дума"
Печально я гляжу на наше поколенье!Размышляем о прочитанном
1. Какие свойства поколения изображены в элегии "Дума"?
Последовательно в стихотворении называются следующие свойства лермонтовского поколения: бездействие, усталость от жизни ("жизнь нас томит"), равнодушие, малодушие, рабское подчинение власти.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия), поэтические и прозаические обороты?
Ораторский стиль подразумевает призыв, здесь он помогает поэту обличать пороки и взывать к совести своего поколения, это призыв пробудиться, измениться, выраженный словами-слоганами: постыдно, вынем, презренные, позорно-малодушны.
Слова общественно-политического содержания создают ощущение философского размышления о судьбах поколения: познанья, сомненья, ни злобе, ни любви.
Поэтические и прозаические обороты помогают показать глубину падения, то, от чего поколение отказалось, как от ненужного: мечты поэзии, создания искусства, в душе какой-то холод тайный.
3. В чём сложность лермонтовской поэзии в "Думе"? Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.
Сложность лермонтовской поэзии в стихотворении - в выражении позиции и роли самого автора.
Кажется, что поэт осуждает своё поколение, глядя на него словно со стороны: "Печально я гляжу на наше поколение", но вскоре мы понимаем, что это осуждение и самого себя, что Лермонтов не отделяет себя от своего поколения, осознавая, что и он не меньше других заражён равнодушием и неверием в лучшее. Он использует местоимение Мы, подчеркивая, что является частью поколения.
Получается, что "Дума" не просто отповедь поколению, но и пример самобичевания. Автор недоволен самим собой, ему кажется, что он погряз в пороках своего поколения, он боится, что не оставит после себя след, достойный не "презрительного стиха" потомков, а похвалы и доброй памяти.
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним:
Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить вашу разговорную речь?
В своей речи я использую слова: грядущее, бремя, бездействие, пресыщение.
Мою речь могут обогатить словосочетания: презренные рабы (по отношению к людям, не стремящимся к свободе, самостоятельности, а в юмористическом смысле - по отношению к поклонникам).
Комментариев нет:
Отправить комментарий