четверг, 19 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Дума", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 19

Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Дума"

М. Лермонтов "Дума"

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Размышляем о прочитанном

1. Какие свойства поколения изображены в элегии "Дума"?

Последовательно в стихотворении называются следующие свойства лермонтовского поколения: бездействие, усталость от жизни ("жизнь нас томит"), равнодушие, малодушие, рабское подчинение власти.

2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия), поэтические и прозаические обороты?

Ораторский стиль подразумевает призыв, здесь он помогает поэту обличать пороки и взывать к совести своего поколения, это призыв пробудиться, измениться, выраженный словами-слоганами: постыдно, вынем, презренные, позорно-малодушны.

Слова общественно-политического содержания создают ощущение философского размышления о судьбах поколения: познанья, сомненья, ни злобе, ни любви.

Поэтические и прозаические обороты помогают показать глубину падения, то, от чего поколение отказалось, как от ненужного: мечты поэзии, создания искусства, в душе какой-то холод тайный.

3. В чём сложность лермонтовской поэзии в "Думе"? Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.

Сложность лермонтовской поэзии в стихотворении - в выражении позиции и роли самого автора.

Кажется, что поэт осуждает своё поколение, глядя на него словно со стороны: "Печально я гляжу на наше поколение", но вскоре мы понимаем, что это осуждение и самого себя, что Лермонтов не отделяет себя от своего поколения, осознавая, что и он не меньше других заражён равнодушием и неверием в лучшее. Он использует местоимение Мы, подчеркивая, что является частью поколения.

Получается, что "Дума" не просто отповедь поколению, но и пример самобичевания. Автор недоволен самим собой, ему кажется, что он погряз в пороках своего поколения, он боится, что не оставит после себя след, достойный не "презрительного стиха" потомков, а похвалы и доброй памяти.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним:

Грядущее - будущее.
Бремя - долг, обязанность, тяжёлая ноша.
Бездействие - ничегонеделание.
Постыдно равнодушны - безучастны ко всему.
Презренные рабы - не имеющие воли создания.
Иссушили ум - лишили способности мыслить.
Пресыщение - усталость от излишеств.
Насмешка горькая - сарказм.

Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить вашу разговорную речь?

В своей речи я использую слова: грядущее, бремя, бездействие, пресыщение.

Мою речь могут обогатить словосочетания: презренные рабы (по отношению к людям, не стремящимся к свободе, самостоятельности, а в юмористическом смысле - по отношению к поклонникам).

Комментариев нет:

Отправить комментарий