пятница, 20 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Пророк", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 21

Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Пророк"

М. Лермонтов "Пророк"

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл стихотворения Лермонтова "Пророк"? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?

Смысл стихотворения в том, что пророк не был принят людьми, его божественные откровения оказались никому не нужными.

Люди ни только не слушали "любви и правды чистые ученья", но стали забрасывать пророка каменьями. И пророк был вынужден бежать в пустыню, спасаясь от людской злобы.

2. Почему люди не поверили пророку и как они за это наказаны?

Люди не поверили пророку, потому что были заражены неверием, они считали, что Бог не может говорить с ними устами другого человека, им были чужды и не нужны откровения пророка.

И люди были наказаны - они лишены правды, истины, они погрязли в пороках, считая их нормой жизни.

3. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чём их сходство и в чём различие? Подготовьте письменный сопоставительный анализ двух "Пророков".

Лермонтовский "Пророк" является логическим продолжением пушкинского стихотворения. В нём описано то, что случилось с пророком после получения им от Господа способности "глаголом жечь сердца людей".

Сходство:

  • Герой - обычный человек, ставший пророком.
  • Способностями пророка его наделил Бог, Вечный судья.
  • Используется возвышенная лексика с устаревшими словами.

Различия:

  • У Пушкина показано превращение человека в пророка, у Лермонтова - результат этого превращения.
  • Жанр у Пушкина - ода, у Лермонтова - лирическое размышление.
  • Герой Пушкина полон надежд, пророк Лермонтова разочарован в людях.

Развиваем дар слова

Чем интересна лексика стихотворения Лермонтова и почему привлечены именно эти слова: всеведенье пророка, каменья, Предвечный, старцы, гласит, наг? Что этим достигается?

В своём стихотворении Лермонтов использует возвышенную лексику со множеством устаревших слов, архаизмов: всеведенье, каменья, Предвечный, гласит, наг, очах, тварь, град. Этим поэт добивается библейского звучания, его стихотворение становится похожим на притчу, рассказ о давно минувшем с поучительным смыслом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий