вторник, 24 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Поэт", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 24-25

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Поэт"

М. Лермонтов "Поэт"

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Размышляем о прочитанном

1. На какие части делится стихотворение? Как сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?

Стихотворение разделено на две части.

В первой рассказывается о кинжале, причём о нём рассказывает автор (мой кинжал).

Во второй части говорится о поэте и его судьбе в современном мире. Здесь речь идёт от третьего лица (твой, нам).

Лермонтов сравнивает судьбу кинжала и судьбу поэта в строках: "не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье". Кинжал потерял своё назначение, когда погиб его владелец, и он был взят казаком, а потом продан, как игрушка, а не как смертельно опасное оружие. Поэт потерял своё назначение, когда "звук могучих слов" перестал быть нужен толпе, стал скучен ей. Когда он прельстился златом.

В этом сходство судьбы кинжала и поэта - они утратили то, ради чего жили.

2. С чем сравнивает поэт силу слова? Кому оно было нужно? Почему прошло это время?

Лермонтов сравнивает стих с божьим духом, слова - со звоном колокола, с властью. Это слово было нужно народу, но то время прошло.

В изнеженный век простой и гордый язык стал скучен народу. Толпе нужны "блёстки и обманы", красивые, но ничего не значащие слова.

3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (наш ветхий мир, осмеянный пророк - продолжите ряд)?

Продолжим ряд слов, которыми поэт клеймит свой век, придавая сатирический оттенок стихотворению?

Наш ветхий мир - осмеянный пророк - век изнеженный - ржавчиной презренья - морщины прятать под румяна.

Фонохрестоматия

1. Стихотворение "Поэт" о трагическом положении поэта в современном мире и трагизме его служения. Может ли поэт найти спасение в гармонии и красоте поэзии? К чему призывает Лермонтов напоминанием о былом и своим вопросом в конце стихотворения?

Поэт не сможет найти спасение в красоте и гармонии поэзии, если она окажется никому не нужной. Его долг - служение. Служению должна быть посвящена настоящая поэзия, чуждая обману и блёсткам. Сама по себе гармония не спасёт душу поэта.

В последних строках Лермонтов спрашивает поэта, проснётся ли он, вырвет ли из ножен свой клинок. Этими словами автор призывает перестать думать о злате, о вознаграждении и угоде толпе, а стать тем, кем должен - пророком, говорящим правду, воодушевляющим на подвиг.

2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актёром первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоциональное содержание актёрского чтения меняется во второй части стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?

В первой половине стихотворения преобладают гордость и сожаление о минувшем, во второй - презрение.

Так происходит потому, что кинжал честно выполнял свою работу, свой долг, и не его вина, что он превратился в игрушку после смерти хозяина. А вот поэт сам виноват в своей судьбе, прельстившись златом он утратил своё назначенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий