Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 24-25
Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Поэт"
М. Лермонтов "Поэт"
Отделкой золотой блистает мой кинжал;Размышляем о прочитанном
1. На какие части делится стихотворение? Как сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?
Стихотворение разделено на две части.
В первой рассказывается о кинжале, причём о нём рассказывает автор (мой кинжал).
Во второй части говорится о поэте и его судьбе в современном мире. Здесь речь идёт от третьего лица (твой, нам).
Лермонтов сравнивает судьбу кинжала и судьбу поэта в строках: "не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье". Кинжал потерял своё назначение, когда погиб его владелец, и он был взят казаком, а потом продан, как игрушка, а не как смертельно опасное оружие. Поэт потерял своё назначение, когда "звук могучих слов" перестал быть нужен толпе, стал скучен ей. Когда он прельстился златом.
В этом сходство судьбы кинжала и поэта - они утратили то, ради чего жили.
2. С чем сравнивает поэт силу слова? Кому оно было нужно? Почему прошло это время?
Лермонтов сравнивает стих с божьим духом, слова - со звоном колокола, с властью. Это слово было нужно народу, но то время прошло.
В изнеженный век простой и гордый язык стал скучен народу. Толпе нужны "блёстки и обманы", красивые, но ничего не значащие слова.
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (наш ветхий мир, осмеянный пророк - продолжите ряд)?
Продолжим ряд слов, которыми поэт клеймит свой век, придавая сатирический оттенок стихотворению?
Наш ветхий мир - осмеянный пророк - век изнеженный - ржавчиной презренья - морщины прятать под румяна.
Фонохрестоматия
1. Стихотворение "Поэт" о трагическом положении поэта в современном мире и трагизме его служения. Может ли поэт найти спасение в гармонии и красоте поэзии? К чему призывает Лермонтов напоминанием о былом и своим вопросом в конце стихотворения?
Поэт не сможет найти спасение в красоте и гармонии поэзии, если она окажется никому не нужной. Его долг - служение. Служению должна быть посвящена настоящая поэзия, чуждая обману и блёсткам. Сама по себе гармония не спасёт душу поэта.
В последних строках Лермонтов спрашивает поэта, проснётся ли он, вырвет ли из ножен свой клинок. Этими словами автор призывает перестать думать о злате, о вознаграждении и угоде толпе, а стать тем, кем должен - пророком, говорящим правду, воодушевляющим на подвиг.
2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актёром первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоциональное содержание актёрского чтения меняется во второй части стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?
В первой половине стихотворения преобладают гордость и сожаление о минувшем, во второй - презрение.
Так происходит потому, что кинжал честно выполнял свою работу, свой долг, и не его вина, что он превратился в игрушку после смерти хозяина. А вот поэт сам виноват в своей судьбе, прельстившись златом он утратил своё назначенье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий