Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 87-88
М. Ломоносов "Ода на день восшествия"
Размышляем о прочитанном
1. К каким штилям относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова?
Эти произведения относятся к высокому штилю.
2. Какова главная мысль каждого из них?
"К статуе Петра": о личности Петра говорят его труды.
"Ода на день восшествия": слава Отечества зависит от развития наук.
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Мы изучали ранее стихотворение "Случились вместе два астронома".
Обогащаем свою речь
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким штилям относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
Ода, поэма и трагедия относятся к высокому штилю.
Драма и сатира относятся к среднему штилю.
Эпиграмма относится к низкому штилю.
Особую торжественность текстам придают церковно-славянские и литературные слова. Например: зрак, гласит, сей, раченьем, отраду и т.д.
2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки "Может собственных Платонов..."?
В современной разговорной речи эти слова практически не используются, но их можно применять в литературном произведении.
Он слыл невеждой. Дерзайте на подвиги. Утеха дней моих суровых.
В этих строках Ломоносов говорит о том, что и на нашей земле могут рождаться великие учёные, гении, такие как Платон или Ньютон. Он говорит, что науки полезны и для молодых, и для пожилых.
Творческое задание
Подготовьте "Похвальное слово Ломоносову - поэту, учёному, общественному деятелю", включив в его текст цитаты из произведений поэта.
"Похвальное слово Ломоносову - поэту, учёному, общественному деятелю"
Сегодня славлю я великого сына нашей Родины, учёного, поэта и общественного деятеля - Михаила Васильевича Ломоносова. Его заслуги в развитии отечественной науки, образования, литературы невозможно переоценить.
Как учёный, Ломоносов на собственном примере доказал, что "может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать". Множество научных трудов Ломоносова подняли нашу науку на новый уровень. Он совершил много великих октрытий, и нет той области знаний, куда бы не проник его пытливый ум.
Как общественный деятель, Ломоносов проводил реформу образования. Он понимал, что "науки пользуют везде" и добился открытия Московского университета, добился того, что заниматься наукой смогли простые люди, наши соотечественники.
Как поэт, Ломоносов поднял искусство стихосложения на новую высоту. Он разработал теорию "трёх штилей" и превратил сочинительство в науку.
И сейчас дело Ломоносова живёт, его труды не забыты. А "кто он был таков, гласит" его наследство, которое мы, благодарные потомки, бережно храним и преумножаем.
Фонохрестоматия
1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр.
Актёр создаёт образ умного, уверенного в себе человека, много пожившего и много понявшего. Он читает оду спокойным тоном, убеждая слушателя в своей правоте.
2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию.
Я не совсем согласна с актёром. Мне не хватило в его голосе горячности, страсти. Ведь это ода - высокий штиль. Она должна звучать с патетикой, эмоционально. Автор не просто рассказывает, он призывает. А вот страстного призыва в чтении актёра я не услышала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий