пятница, 3 июня 2022 г.

"Вольга и Микула Селянинович", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 23-24

Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвещена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички называют похваливати оратая и называть его "молодой Микула Селянинович"?

Подлинным героем былины является не князь Вольга, а простой оратай Микула Селянинович. Он простой оратай, пахарь. Он пашет землю, сеет хлеб, и за это его уважают в народе.

А когда Микула собирает урожай, варит пиво и поит мужичков, тут они, довольные, и зовут его по имени-отчеству.

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробное описание внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Вольга проникся уважением к Микуле за его необыкновенную силу. Микула одной рукой выдернул сошку, которую не могла поднять его дружина. Микула обладал кобылой за пятьсот рублей, догнать которую не мог конь Вольги. Но также Вольга сразу понял, что Микула не простой пахарь - слишком тот был хорошо одет, слишком красиво работал.

В зачине рассказывается о рождении и возмужании Вольги. Мы понимаем, что Вольга персонаж волшебный. Он богатырь, который много знает и умеет.

Описание внешнего вида и работы Микулы помогает нам представить этого человека. Не простого оратая, но богатыря, ни в чём не уступающего Вольге и даже превосходящего князя.

Гиперболы и постоянные эпитеты в былине подчёркивают силу богатыря, его первосходство над обычными людьми, придают былине сказочный оттенок, напевность.

3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Харктеристика Вольги для 7 класса

Вольга Святославович был княжеского рода, его крёстным был сам Владимир Красно Солнышко, который подарил Вольге три города. Вольга много времени изучал разные премудрости, научился плавать как рыба, летать, как птица, бегать, как волк. Вольга был сильным богатырём, храбрым, уверенным в себе, но при этом честным и добрым. Он умел ценить в людях их достоинства. Для Вольги в людях самым важным были сила и ум, но также он ценил богатство.

Характеристика Микулы для 7 класса

Микула Селянинович был простого рода, крестьянского. Он всю жизнь трудился на земле, пахал, сеял, убирал хлеб. Своими  трудами он заслужил славу и почёт у простого народа. Микула не был лентяем, поэтому у него было всего в достатке, он мог позволить себе богатую одежду, дорогого коня. Микула был великой силы человек, и даже Вольга был слабее его. Но при этом Микула не хвалился своей силой и богатством. Он оставался простым человеком, готовым помочь хоть простому крестьянину, хоть князю.

Совершенствуем свою речь

Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы "Как говорили былинные герои" или "Незаслуженно забытые слова). Объясните слова нарекать, пожаловать, раздольице, крёстный батюшка и другие.

Словарик "Как говорили былинные герои" для 7 класса

Орать - пахать.
Божья помочь - пусть всё получится.
Пожаловать - наделить, одарить, выделить.
Крёстный батюшка - крёстный отец, тот, кто крестил ребёнка.
Подрубят - сломают.
Мех - мешок.
Грошей просить - денег требовать, вымогать.
Маломощный - слабосильный, слабый человек.
Позариться - пожелать чужого.
Нарекать - называть, именовать.
Раздольице - простор.
Матереть - взрослеть, возмужать.
До победья - до полудня.

Фонохрестоматия

1. Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

Акётр читает былину неторопливо, напевно, подражая манере исполнения древнеруских сказителей былин. Он старательно выделяет старинные слова, уменьшительные окончания.

2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича? Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?

Актёр читает описание Микулы с воодушевлением, с гордостью, с восхищением.

Он старается подчеркнуть любовь и уважение народа к этому герою.

3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отчеству. Почему это происходит?

О разбойничках актёр читает с предостережением, назидательно, с возмущением.

Спор с князем читает с насмешкой, с чувством превосходства.

О соседях актёр читает с доброй усмешкой, даже немного мечтательно.

В разных ситуациях по-разному расскрывается характер Микулы и поэтому актёру приходится менять интонацию.

4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?

В разговоре с князем проявляются такие черты Микулы, как самоуважение, уверенность, спокойствие, невозмутимость. Микулу переполняет чувство собственного достоинства.

Этьо чтение помогло мне лучше понять образ Микулы. Актёр использует различные интонации, передавая характер и речь персонажей.



2 комментария:

21 мая, Иван Долгий: традиции и приметы

21 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в н...