Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 10
"Воцарение Ивана Грозного", "Сороки-ведьмы", "Пётр и плотник"
Размышляем о прочитанном
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в устной летописи Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?
Иван Грозный: грозный и даже жестокий. Благочестивый, заботящийся о народе.
Пётр Первый: простой, трудолюбивый, не обижается на правду, на науку.
Будьте внимательны к слову
1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5-7 классе.
Предание - устный рассказ о каком-либо историческом лице и событии, с ним связанном.
Летопись - записанное предание.
Быличка - быль, то, что произошло на самом деле.
Мы познакомились с летописями и преданиями: "Подвиг отрока-киевлянина", "Сказание о белгородском киселе", "Воцарение Ивана Грозного", "Сороки-ведьмы", "Пётр и плотник".
2. Подготовьте к пересказу одно из преданий, сохранив особенности языка повествования.
Пересказ предания "Воцарение Ивана Грозного"
В прежние времена царей на Руси выбирали так: как умрёт царь, идёт народ в воду и свечку держит. У кого свеча не потухнет - тот и становится царём.
Был у одного барина крепостной Иван. Пошли они на реку царя выбирать. Барин и обещал Ивану, что коли царём станет, даст ему вольную.
А Иван обещал барину, что если царём станет - голову ему срубит.
Стал Иван царём, вспомнил своё обещание и срубил барину голову. С тех пор его Грозным и прозвали.
Пересказ предания "Сороки-ведьмы"
При царе Иване Васильевиче Грозном расплодилось на русской земле всякой нечести и безбожия. Долго горевал благочестивый царь о несчастиях народа и задумал извести всех колдуний и ведьм. Разослал он гонцов с грамотами, чтобы не таили православные, где есть ведьмы. И свезли в Москву старых баб. И велел царь привести их на площадь. Собрались ведьмы в большом количестве, стоят, переглядываются, улыбаются. Пришёл царь на площадь и велел ведьм соломой обложить и запалить её.
Охватило пламя ведьм, замяукали они, завизжали. Поднялся чёрный дым и вылетело из дыма сорок множество. Значит все ведьмы обернулись в сорок и улетели.
Разгневался царь и послал им вслед проклятье - чтобы оставались ведьмы навсегда сороками.
Так они и летают с тех пор сороками, питаются мясом и яйцами. И боятся сороки царского проклятья пуще острого ножа. И ни одна недолетает до Москвы ближе 60 вёрст.
Пересказ предания "Пётр и плотник"
Приезжал Пётр в Воронеж корабли строить. За то ему в городе памятник поставили. Сказывали, что сам царь рубил и пилил, вроде как рабочим был.
Созвали в Воронеж плотников и был среди них самый лучший мастер. Стали они рубить, а с ними и Пётр. Мастеру невдомёк было, что рядом царь работает. Думал, что какой-то новичок-плотник. Посмотрел мастер, как тот работает, да и выругал царя крепким словом. Показал, как надо, а Пётр науку перенял. А как стали они шабашить, Пётр и говорит мастеру:
- За то что ты меня обругал, зла не держу, спасибо за науку.
Снял Пётр с пальца кольцо и протянул мастеру со словами:
- Носи и вспоминай, что науку царю преподал.
3. Объясните смысл слов и причину их появления в тексте преданий:
Фонохрестоматия "Пётр и плотник"
1. Прослушайте народное предание о царе и плотнике. Подумайте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?
Волшебная сказка сказывается таинственным голосом, немного нараспев, ведь это сказка.
Предание читается обычным голосом, как рассказ о реальном событии.
2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику?
Актёр сумел показать уважение, которое царь испытывал к плотнику, его незлопамятность, справедливость, стремление к новым знаниям.
3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?
В памяти народа запечатлелись: трудолюбие царя, его простота, близость к народу, стремление учиться, познавать новое, справедливость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий