Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 124-126
А. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
Размышляем о прочитанном
1. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
Кудесник предсказал Олегу великую славу и многочисленные победы. Он предсказал, что щит Олега будет висеть на вратах Царьграда, что его пощадят годы. Но кудесник сказал, что умрёт князь от своего коня.
Общее в летописи и балладе сюжет. Это история о смерти Олега от собственного коня, которая была предсказана волхвами.
Разница в развитии сюжета. Пушкин ввёл в историю образ вдохновенного кудесника, подробно описал его пророчества и реакцию князя. Он описал чувства героев, чего не было в летописи, в том числе с помощью диалогов.
2. Как раскрываются отношения могучего владыки и мудрого старца в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
Олег обращается к кудеснику покровительственным тоном, призывает не бояться себя, обещает щедрую награду. Кудесник отвечает гордо и независимо, он не испытывает страха, ведь он всегда говорит правду.
Автор в этом диалоге на стороне кудесника. Именно его он награждает щедрыми эпитетами: вдохновенный, любимец богов, особо отмечает независимость кудесника: "Покорный Перуну", "Волхвы не боятся могучих владык". Князь же предстает перед читателем надменным.
3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я согласна с мнением литературоведов. Как кудесник был единственно слугой богов, не подчиняющийся мирской власти, так поэт является служителем своей музы. Можно провести ясную параллель между образом кудесника и самим автором. Кудесник отказывается от княжеского дара, говорит правду. Но и поэт не ищет расположения сильных мира сего, он честен в своих произведениях.
Творческое задание
1. Читателю всегда интересно отношение автора к своему произведению. Так, в письме к Бестужеву Пушкин пишет: " Тебе, кажется, "Олег" не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие в своей простоте имеет много поэтического". Как характеризует Пушкина его собственный отзыв о "Песне о вещем Олеге"?
Пушкин - романтик. Его привлекает всё таинственное, необычное, но при этом простое и понятное. Именно в таких вещах он видит поэтическую красоту, которая заставит играть воображение, мечтать, сопереживать.
2. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически, указывая на жесты, позу, поведение, настроение. Приведите примеры.
Олег показан пирующим с дружиной "при звоне весёлом стакана". Но тут его настигает весть о тяжёлой утрате: "давно уж почил непробудным он сном". Это драматический момент мгновенного перехода от веселья к горю: "могучий Олег головою поник".
Отзыв на "Песнь о вещем Олеге" Пушкина для 6 класса
Это произведение Александр Сергеевич Пушкин написал под впечатлением древней летописи, из которой узнал о смерти киевского князя Олега, предсказанной ему волхвами.
Сухой язык летописи в изложении Пушкина превратился в яркую историю, в которой прописаны характеры главных героев, объяснены мотивы их поступков. Мы знакомимся с гордым князем Олегом, который не очень верит кудеснику, но от греха подальше отсылает своего коня, верного друга, всегда сопровождавшего князя в походах.
Это нелёгкое для Олега решение, он трогательно прощается с конём, называя его своим товарищем. Мы понимаем, что Олег действительно любит коня, и утешая его, старается утешить сам себя.
Спустя много лет поседевший Олег вспоминает верного друга и узнаёт, что тот умер. Он поникает головой и осуждает собственное решение: "Презреть бы твое предсказанье!" Олег горько сожалеет о годах, проведённых без коня.
Но история получает ещё более драматический финал. Олег навещает могилу коня, как сделал бы для человека. И его прощальная речь тиха и торжественна. В этот момент Олега кусает змея и он понимает, что от предсказанной судьбы невозможно спрятаться.
Мне очень нравится это произведение, его драматический накал и ореол таинственности, который внёс гениальный поэт в своё повествование.
Приснилась змея и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.
Обогащаем свою речь
1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель и пр.
Устаревшие слова придают балладе колорит описываемой эпохи, глубокой старины. А новые слова делают звучание старой истории современным, понятным читателю.
2. Объясните слово вещий. К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
Вещий - значит знающий, мудрый. Это слово больше относится к кудеснику, ведь именно он прозревал будущее и делал правильные предсказания.
3. Известно, что в черновом варианте были слова престарелый кудесник, а в окончательном - вдохновенный кудесник. Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Слово престарелый больше указывает на возраст, даже слабость, а слово вдохновенный - на ум, опыт, даже волшебство. Герой становится не просто старцем, а волшебником, чародеем, отмеченным богами.
4. В первоначальном тексте читаем: "Он по полю едет на смирном коне", в окончательной редакции - "Князь по полю едет на верном коне". Что достигается заменой слова?
Конь становится другом, товарищем князю, а значит горе князя получает лучшее объяснение.
Фонохрестоматия
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: "В награду любого возьмешь ты коня"? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Чтец показывает нам надменность князя, его самоуверенность и лёгкое презрение к кудеснику. Для Олега этот вопрос скорее баловство, он не думает, что кудесник действительно предскажет будущее.
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
Актёр подчёркивает смелость кудесника, его независимость, уверенность в собственной правоте. Это чтение помогло мне лучше представить образ кудесника, не просто волхва-чародея, но человека, служащего своему делу.
3. "Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой" - какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этом фразе?
Изначально Олег не верит в правдивость предсказания. Но услышав о смерти, начинает сомневаться - вдруг в этом что-то есть. Он одновременно не хочет верить и верит, боится будущего.
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
Актёр использует медленную, печальную интонацию, передавая грусть князя. Тембр глубокий, темп неторопливый с многочисленными паузами.
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова "Кудесник, ты лживый, безумный старик"? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
В этих словах Олег выражает свою досаду на кудесника и на самого себя - за то что поверил предсказанию. Актёр голосом показывает глубину постигшего Олега разочарования.
Я не нашла ответа на мой вопрос!
ОтветитьУдалить?
УдалитьПон
ОтветитьУдалитьПонятно
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалить