вторник, 26 августа 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Счастье», 4 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 19-31

Ответы на вопросы к теме «Литературные сказки. Учимся работать с текстом. Счастье»

Текст 1. В. Сухомлинский «Счастье и труд»

1. Прочитай текст. Как связаны счастье и труд?

Нужно много и упорно трудиться, чтобы заслужить право быть счастливым и делать счастливыми других.

2. Найди в тексте предложение, в котором выражена главная мысль. Подчеркни. Как ты думаешь, почему счастье нельзя купить? Объясни.

Подчеркнём предложение: «Счастье не покупается, счастье добывается трудом».

Счастье нельзя купить, потому что состояние души человека. Если человек не удовлетворён жизнью, он несчастлив, но исправить это деньгами нельзя.

3. Как трудом можно достичь счастья? Приведи примеры.

Можно упорно трудиться, например, писать книги, а потом твои книги будут очень популярны и ты будешь счастлив.

Можно рубить дрова, и когда куча закончится, ты будешь счастлив, удовлетворён результатом.

4. Прочитай высказывание Д. Дидро.

«Самый счастливый человек тот, кто дарит дарит счастье наибольшему числу людей».

5. Объясни смысл этого высказывания. Согласишься ли ты с точкой зрения автора? Напиши.

Это значит, что делаю людям хорошее, делая их счастливыми, сам человек тоже становится счастливым. И чем большим людям он поможет, тем счастливее будет.

Текст 2. И. Токмакова «Сказочка о счастье».

1. Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение «Сказочка о счастье».

2. Найди в стихотворении предложения, которые подтверждают слова Д. Дидро на с.21. Подчеркни.

Подчеркнём предложения: «Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету. Но только ближнего любя, найдёшь ты счастье это.» и «Король поныне во дворце всем людям помогает. И счастье на его лице как ясный день, сияет!». 

3. Как ты думаешь, кого ты можешь сделать счастливым в жизни? Запиши.

 Я могу сделать счастливыми родителей, друзей, учителя, кошку.

4. Приведи примеры, каким образом ты это сделаешь. Какие чувства ты будешь испытывать при этом? Расскажи. Поделись своими мыслями в классе.

Я могу помочь родителям по дому и они будут счастливы. Я могу подарить что-то другу и он будет счастлив. Я могу сделать уроки и учитель будет счастлив. Я могу гладить кошку и она будет счастлива.

При этом я буду испытывать радость, удовольствие, мне будет приятно, что люди рядом со мной счастливы.

Текст 3. Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

1. Прочитай только название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Обсудите в классе.

Щедрое дерево — то, которое дарит свои плоды, даёт тень, цветы, бескорыстно всем желающим.

2. Прочитай текст. Есть ли в тексте непонятные слова? Выясни с одноклассниками, что они означают.

В тексте нет непонятных четверокласснику слов.

3. Что делала Яблоня, чтобы Мальчик был счастливым? Напиши.

Яблоня позволяла Мальчику лазать и качаться по веткам, есть яблоки, сплетать венки из листьев и цветов, спать в своей тени.

4. Что делал Мальчик, чтобы Яблоня была счастлива? Напиши.

Мальчик лазал и качался на ветках, ел яблоки, сплетал венки, играл в прятки, спал на яблоне. Он очень любил Яблоню.

5. Что сделала Яблоня, чтобы Мальчик был счастлив? Напиши.

Отдала ему яблоки, чтобы Мальчик их продал и получил деньги.

6. Что сделал Мальчик, чтобы Яблоня была счастлива? Напиши.

Собрал яблоки.

7. Что старалась сделать Яблоня, чтобы Мальчик был счастлив? Напиши.

Отдала ему ветки, чтобы Мальчик построил дом.

8. Что старался сделать Мальчик, чтобы Яблоня была счастлива? Напиши.

Срезал ветки.

9. Как ты думаешь, как дальше будут развиваться события? Предположи, что произойдёт с Яблоней, Мальчиком? Объясни.

Я думаю, что Яблоня отдаст всё, что у неё есть и умрёт счастливой. А Мальчик будет плакать над её пнём. Ведь только тогда он поймёт, что лучшего друга, чем Яблоня, у него не было.

10. Читай дальше. Проверь своё предположение.

Мальчик спили Яблоню, дерево погибло, остался только пень. Но Мальчик не понял, что потерял своё счастье.

11. Что снова сделала Яблоня, чтобы Мальчик был счастлив? Напиши.

Яблоня отдала свой ствол, чтобы Мальчик построил корабль.

12. Что снова сделал Мальчик, чтобы Яблоня была счастлива? Напиши.

Спилил ствол.

13. Что сделала Яблоня для счастья Мальчика в конце жизни?

Отдала ему пень, чтобы Мальчик посидел и отдохнул.

14. Что сделал Мальчик для счастья Яблони в конце жизни?

Сел на пень.

15. Перечитай текст. Выпиши, что для Мальчика было счастьем на протяжении всей жизни.

Когда он был ребёнком — игры.

Когда стал юношей — деньги.

Мужчиной — дом, корабль.

Стариком — покой, отдых.

16. Найди в тексте и запиши, что было главным счастьем для Яблони.

Главным счастьем для Яблони было: «мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь».

17. Почему Яблоня была счастлива? Объясни.

Яблоня была счастлива. Она старалась сделать счастливым Мальчика и радовалась, когда получалось исполнить его желания.

18. Был ли счастлив Мальчик? Объясни.

Мальчик становился счастливым, когда исполнялись его желания. Но быстро вновь становился несчастным.

19. Прочитай слова. Подчеркни красным карандашом слова, которые характеризуют счастье Яблони, синим карандашом  — счастье Мальчика. Объясни.

Счастье Яблони характеризуют слова: безграничное, безмерное, большое, великое, доброе, настоящее, простое, радостное, светлое.

Счастье мальчика характеризуют слова: беззаботное, беспечное, мимолётное.

Яблоня была счастливой, не думая о себе, Мальчик становился счастливым, когда ему было хорошо.

20. Кого из героев, Яблоню или Мальчика, можно назвать счастливым по-настоящему? Что является источником счастья?

Счастливым по-настоящему можно назвать Яблоню. Источником её счастья было желание отдать что-то. Она была счастлива, когда отдавала.

21. Определи, в чём смысл прочитанного тобой произведения. Запиши.

Смысл произведения: стать по-настоящему счастливым можно лишь делая счастливыми других.

22. Напиши небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Как быть счастливым». Если нужно, воспользуйся дополнительным материалом.

Текст «Как быть счастливым», пример

Быть счастливым совсем не сложно. Надо просто уметь радоваться жизни, каждому дню, каждому времени года. Надо находить радость в самых простых вещах: в восходе солнца, в течении реки, в растущей траве, в улыбках друзей. Надо делать людям добро и от этого испытывать счастье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий