Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 28-33
Ответы на вопросы к теме «Устное народное творчество. Учимся сочинять закличку»
1. Запиши однокоренные (родственные) слова к слову закличка.
Однокоренные слова:
- Кликать.
- Клич.
- Окликнуть.
- Выкликнуть
- Кличка.
2. Объясни, что такое закличка с помощью записанных слов. Запиши своё определение. Проверь себя.
Закличка — это клич, обращённый к силам природы, явлениям или животным, в котором содержится какая-либо польза.
3. Подчеркни опорные слова определения. Дополни своё определение этими словами. Запиши.
Подчеркнём опорные слова: обращения, далекой древности, обожествляли силы природы, обращались с просьбой.
Новое определение:
Закличка — это клич, обращение, с которым люди в далёкой древности обращались с просьбой к силам природы, которые они обожествляли.
4. Прочитай заклички.
Читаем 14 закличек в рабочей тетради.
5. Подчеркни красным карандашом, к кому, к каким силам природы обращены заклички, синим — какая просьба в них содержится, зелёным — какие средства художественной выразительности в них использованы (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Подчёркиваем красным: весна, жаворонки, дождик, стрелочка-стрекозочка, свет-светлячок, божья коровка, ягода-клюква, солнышко, горох, пчёлушки, улитка, черёмуха, божья коровка.
Подчёркиваем синим: с великой милостью, принесите лето, унесите зиму, поливай, посвети немножко, лети на небко, покажись крупна, выгляни из-за облышка, уродись не плох, собирай медок, высуни рога, цвети до зазимки, принеси нам хлеба.
Подчёркиваем зелёным: красная, высоким, обильным, золотистою, кучерявым, лазоревыми, сухо будет — полечу, сядь на пенёк и так далее.
6. Сочини закличку.
- Подумай, к кому ты будешь обращаться: к явлению природы (дождю, снегу, радуге, метели и т. д.), ко времени года (весне, лету, зиме, осени), к насекомым (божья коровка, мышка, стрекоза, бабочка и т. д.).
- Как ты обратишься? Какие эпитеты будешь использовать? Например, осень — дождливая, разноцветная, богатая, чудесная и т. д.
- С какой просьбой или просьбами ты обратишься (о прекращении дождя, о тёплом солнышке, о возможности купаться и т. д.)? Составь список просьб.
Запиши план создания заклички.
К кому обращаюсь? — К лету.
Как обращаюсь? Какие эпитеты буду использовать? — Дивное, красное, малую.
С какой просьбой или просьбами обращаюсь? — Согрей речку, чтобы купаться.
7. Запиши закличку. Помни, что закличка — это произведение устного народного творчества, очень древний жанр. Загляни обязательно в словарь устаревших слов, найди слова, которые ты будешь использовать для написания заклички.
Пример заклички:
8. Оцени, какая закличка у тебя получилась.
Есть обращение к явлению природы, времени года, животному. — Да.
Есть просьбы или просьба. — Да.
Использованы старинные (устаревшие) слова или обращения. — Да.
Использованы средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения). — Да
9. Перечитай ещё раз закличку. Отредактируй. Запиши новый текст.
Редактирование не требуется.
10. Проведи в классе конкурс закличек. Для конкурса придумай закличку в соответствии с планом.
План написания заклички, пример
- Выбрать, к кому обращаюсь (к лету).
- Придумать просьбу (согрей речку).
- Подобрать эпитеты (дивное, красное).
- Подобрать устаревшие слова (дивное, детки).
- Записать закличку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий