четверг, 14 августа 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сочинять закличку», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 28-33

Ответы на вопросы к теме «Устное народное творчество. Учимся сочинять закличку»

1. Запиши однокоренные (родственные) слова к слову закличка.

Однокоренные слова:

  • Кликать.
  • Клич.
  • Окликнуть.
  • Выкликнуть
  • Кличка.

2. Объясни, что такое закличка с помощью записанных слов. Запиши своё определение. Проверь себя.

Закличка — это клич, обращённый к силам природы, явлениям или животным, в котором содержится какая-либо польза.

3. Подчеркни опорные слова определения. Дополни своё определение этими словами. Запиши.

Подчеркнём опорные слова: обращения, далекой древности, обожествляли силы природы, обращались с просьбой.

Новое определение:

Закличка — это клич, обращение, с которым люди в далёкой древности обращались с просьбой к силам природы, которые они обожествляли.

4. Прочитай заклички.

Читаем 14 закличек в рабочей тетради.

5. Подчеркни красным карандашом, к кому, к каким силам природы обращены заклички, синим — какая просьба в них содержится, зелёным — какие средства художественной выразительности в них использованы (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Подчёркиваем красным: весна, жаворонки, дождик, стрелочка-стрекозочка, свет-светлячок, божья коровка, ягода-клюква, солнышко, горох, пчёлушки, улитка, черёмуха, божья коровка.

Подчёркиваем синим: с великой милостью, принесите лето, унесите зиму, поливай, посвети немножко, лети на небко, покажись крупна, выгляни из-за облышка, уродись не плох, собирай медок, высуни рога, цвети до зазимки, принеси нам хлеба.

Подчёркиваем зелёным: красная, высоким, обильным, золотистою, кучерявым, лазоревыми, сухо будет — полечу, сядь на пенёк и так далее.

6. Сочини закличку.

  1. Подумай, к кому ты будешь обращаться: к явлению природы (дождю, снегу, радуге, метели и т. д.), ко времени года (весне, лету, зиме, осени), к насекомым (божья коровка, мышка, стрекоза, бабочка и т. д.).
  2. Как ты обратишься? Какие эпитеты будешь использовать? Например, осень — дождливая, разноцветная, богатая, чудесная и т. д.
  3. С какой просьбой или просьбами ты обратишься (о прекращении дождя, о тёплом солнышке, о возможности купаться и т. д.)? Составь список просьб.

Запиши план создания заклички.

К кому обращаюсь? — К лету.

Как обращаюсь? Какие эпитеты буду использовать? — Дивное, красное, малую.

С какой просьбой или просьбами обращаюсь? — Согрей речку, чтобы купаться.

7. Запиши закличку. Помни, что закличка — это произведение устного народного творчества, очень древний жанр. Загляни обязательно в словарь устаревших слов, найди слова, которые ты будешь использовать для написания заклички.

Пример заклички:

Лето дивное, лето красное
Согрей скорее речку малую
Чтобы детки купались
Не скучали, не ругались!

8. Оцени, какая закличка у тебя получилась.

Есть обращение к явлению природы, времени года, животному. — Да.

Есть просьбы или просьба. — Да.

Использованы старинные (устаревшие) слова или обращения. — Да.

Использованы средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения). — Да

9. Перечитай ещё раз закличку. Отредактируй. Запиши новый текст.

Редактирование не требуется.

10. Проведи в классе конкурс закличек. Для конкурса придумай закличку в соответствии с планом.

План написания заклички, пример

  1. Выбрать, к кому обращаюсь (к лету).
  2. Придумать просьбу (согрей речку).
  3. Подобрать эпитеты (дивное, красное).
  4. Подобрать устаревшие слова (дивное, детки).
  5. Записать закличку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий