Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 101-108
Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся творческому пересказу»
1. Подготовься к творческому пересказу текста. Вспомни, что такое творческий пересказ. Проверь себя.
Творческий пересказ подразумевает изменение исходного текста с определённой целью, например, пересказ от лица героя.
2. Прочитай текст. Подчеркни непонятные слова, обсуди с одноклассниками, что они означают или выясни их значение в словаре.
Непонятные слова из текста про Гулливера:
- Колчан — специальная сумка для стрел.
- Паж — мальчик слуга.
- Сонный порошок — снотворное.
3. Прочитай, какие умения необходимы для работы над творческим пересказом.
- Определять жанр произведения.
- Устанавливать последовательность событий в тексте.
- Определять тему текста.
- Определять главную мысль текста.
- Делить текст на смысловые части.
- Составлять план текста, добавлять в него свои изменения.
- Пересказывать текст по плану, творчески преобразуя его.
Составь план работы над творческим пересказом.
План работы над творческим пересказом.
- Прочитаем текст, найдём непонятные слова и их значение.
- Определим жанр текста.
- Запомним последовательность событий текста.
- Определим тему и главную мысль текста.
- Разделим текст на смысловые части.
- Составим план пересказа.
- Перескажем текст, творчески преобразуя его.
4. Укажи жанр прочитанного произведения. Запиши особенности данного жанра.
Жанр: фантастическая повесть.
Особенности жанра: герои обычные люди, которые оказываются в необычном, фантастическим месте и с которыми происходят невероятные приключения, события.
5. Восстанови последовательность событий. Расставь цифры в нужном порядке.
(2) Чуть ли не под носом у него стоит человечек — крошечный, но самый настоящий человечек!
(1) Когда Гулливер проснулся, было уже совсем светло.
(3) Но скоро человечки опять расхрабрились и снова стали карабкаться вверх по его ногам, рукам и плечам.
(5) Гулливер повернул голову и стал слушать, что читает человечек в плаще.
(6) Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили по этим лестницам корзины с едой.
(4) В руки, в лицо, в шею Гулливера разом вонзились сотни стрел.
(7) После вина Гулливеру сразу захотелось спать.
(8) Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя.
6. Определи тему произведения. Запиши.
Тема: Гулливер оказывается пленником маленьких человечков.
7. Раздели текст на смысловые части. Отметь в тексте карандашом. Обсуди в классе.
Смысловые части текста про Гулливера, пример
- Пробуждение Гулливера.
- Гулливер видит человечков.
- Человечки карабкаются на Гулливера.
- Гулливер пытается освободиться.
- Человечки строят помост.
- Гулливер слушает важную особу.
- Человечки кормят Гулливера.
- Гулливер засыпает.
8. Подумай, как бы рассказал о своём приключении сам Гулливер. Составь план и перескажи текст от лица Гулливера. Продолжи.
- Я проснулся на незнакомом острове.
- Я был опутан верёвками.
- Вдруг что-то живое быстро вскарабкалось на меня.
- Крошечный, но самый настоящий человечек.
- Человечки бросились врассыпную.
- Человечек потрогал копьём подбородок.
- Я выдернул колышки.
- Я решил лежать до ночи.
- Молоточки стучали целый час.
- Человечек в длинном плаще.
- Я прошу, чтобы меня накормили.
- Корзины с едой.
- Бочки с вином.
- Я засыпаю.
Пересказ текста от лица Гулливера, пример
Когда я проснулся, было совсем светло. Солнце светило мне прямо в лицо, я хотел протереть глаза, но не смог поднять руку, хотел сесть, но не смог пошевелиться. Тонкие верёвочки опутывали всё моё тело. Они обвивали руки и ноги, каждый палец и даже мои волосы были туго намотаны на маленькие колышки. Я был похож на рыбу, пойманную в сеть.
Вдруг что-то живое вскарабкалось мне на ногу, добралось до груди и остановилось у подбородка. Я скосил глаз. Что за чудо! У меня под носом стоял крошечный, но самый настоящий человечек с луком и стрелами. Вслед за ним на меня забралось десятка четыре маленьких стрелков. От удивления я громко вскрикнул.
Человечки заметались и бросились врассыпную. Они спотыкались и падали, один за другим прыгая на землю. Минуты две ко мне никто не подходил, но потом человечки расхрабрились. Один из них забрался на меня и потрогал подбородок копьём. Он отчётливо произнёс слова, которые я не понял, хотя знал много иностранных языков.
Я долго лежал на земле и мои конечности затекли. Я собрался с силами и оторвал от земли левую руку. Колышки посыпались на землю. В ту же минуту в меня вонзились сотни стрел, маленьких, но острых, как иголки. Я закрыл глаза и решил лежать, пока не наступит ночь.
Вдруг возле моего уха застучали молоточки. Я скосил глаза и увидел деревянный помост, к которому прилаживали лестницу. По ступенькам на помост поднялся человек в длинном плаще. Следом шёл паж. Человечек развернул свиток, размером с берёзовый листок, и начал читать. Я ничего не понимал, но кивнул головой и приложил к сердцу правую руку. Я понял, что передо мной важная персона, может быть королевский посол.
Я решил попросить у посла, чтобы меня накормили. Я несколько раз поднёс палец к губам, и человечек меня понял. Он сошёл с помоста, и к моим бокам тут же приставили длинные лестницы. По ним сгорбленные носильщики понесли корзины с едой. В корзинах были хлебцы величиной с горошину, окорока — с грецкий орех, цыплята — меньше мухи.
Я проглотил два окорока, съел пять быков, восемь баранов, девятнадцать поросят и сотни две цыплят. Вскоре корзины опустели, а человечки подкатили две бочки с вином. Бочки были размером со стакан. Я вышиб дно у бочек и в несколько глотков их осушил.
После вина мне сразу захотелось спать. Уже засыпая, я чувствовал, как человечки бегают и прыгают по всему моему телу, щекочут меня пальцами и копьями. Мне хотелось сбросить маленьких прыгунов, но я их пожалел. Они накормили меня вкусным обедом и это было бы неблагодарностью. К тому же, меня восхищала храбрость крошечных людей, бегавших по груди великана, способного уничтожить их одним щелчком.
9. Составь творческий пересказ текста от лица Гулливера. Подумай, как связать части между собой. Проверь правильность пересказа по следующим критериям:
Соответствует теме произведения. Да
Соответствует главной мысли произведения. Да.
Сохраняется жанр текста. Да.
Сохраняется последовательность событий. Да.
Сохраняется характер и интонация героя, от лица которого идёт пересказ. Да.
Комментариев нет:
Отправить комментарий