Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 250-252
Н. Рубцов "Тихая моя Родина"
Фонохрестоматия
Когда-то поэзию Николая Рубцова называли тихой лирикой. В самом деле, она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Но в конце стихотворения, в финале, у актёра всё же прорываются страстные чувства любви к Родине, самой жгучей связи с нею. Согласны ли вы с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения? Почему?
Да, я согласна с таким прочтением.
Само стихотворение несомненно грустное, печальное, в нём говорится о погосте, о похороненной матери, о заросших тиной озёрах. Поэт грустит, ностальгирует о прошлом, и актёр точно передаёт его настроение.
Но в конце у поэта и актёра вырывается крик: признание в великой любви к Родине, о которой нельзя говорить тихо. Ведь эти яркие и сильные эмоции настойчиво требуют выхода.
Н. Рубцов "Родная деревня"
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Рубцов в стихотворении "Родная деревня"?
Поэт хочет убедить читателя любить именно то место, в котором родился и в котором прошло детство. Ведь это место мы называем малой Родиной, и в нём навсегда остаётся наше сердце.
Мне кажется, что он призывает молодежь не покидать деревни, провинциальные города, не рваться в столицу, а стремиться сделать лучше жизнь родного дома.
2. Как связаны в стихотворении Рубцова любовь к родной земле и взросление человека, формирование его характера?
Они напрямую связаны: чем больше нравственно и душевно растёт человек, тем сильнее он любит свою Родину.
Так поэт, уже взрослый и духовно богатый человек, с высоты своего опыта предостерегает неопытного мальчишку, мечтающего покинуть деревню, о том, что тот ещё оценит родную Николу.
Фонохрестоматия
1. Что вы можете сказать о характере героя стихотворения, прослушав звукозапись? Таким ли он представлялся вам при первом прочтении стихотворения?
Пылкий мальчишка, герой этого стихотворения, показался мне при прочтении легкомысленным, весёлым, беззаботным, не задумывающимся о будущем, азартным и немного авантюристом, но романтиком.
Чтение актёра добавило к образу мальчишки какую-то язвительность, самоуверенность. Я не так его себе представляла.
2. Что вам показалось особенно привлекательным в стихотворении Рубцова?
Особенно привлекательным мне показался вывод о том, что оценить в полной мере красоту своей малой родины человек способен, лишь увидев другие земли, города, столицы. И увидев всё это, он понимает, что нет ничего милее сердцу, чем родной край.
Размышляем о прочитанном
1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам наиболее запоминающимися?
Я особенно запомнила строчки-приметы из стихотворения Бунина: "Ходят медленно и плавно золотые волны ржи"; Блока : "Над рощей красный диск луны"; Есенина: "Ивы - кроткие монашки"; Рубцова: "Купол церковной обители яркой травою зарос".
2. Какие бы стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают автору в этом?
Когда мне радостно, я бы читала: Тютчев "Как весел грохот летних бурь", Фет "Весенний дождь", Блок "Погружался я в море клевера"
Когда мне грустно, я бы читала: Тютчев "Есть в осени первоначальной", Есенин "Поёт зима - аукает", "Край любимый!", Рубцов "Тихая моя Родина".
Грусть хорошо передаётся авторами через эпитеты и олицетворения. Вот, например, стихотворение Есенина "Поёт зима - аукает". У него плывут с тоской глубокую облака. Олицетворение "плывут с тоской" сразу показывает грусть поэта, а эпитет "глубокую" показывает силу этого чувства.
Похожая картина у Рубцова в "Тихой родине". Там многократное повторение эпитета "Тихая, тихо" создаёт печальное и торжественное настроение.
Радость в другом стихотворении Есенина "Сыплет черёмуха снегом" показана через метафору: "радугой тайные вести светятся в душу". Радуга - яркое и красивое явление природы, вызывающее только положительные чувства. И в стихотворении мы проникаемся этой радостью вместе с поэтом.
Литература и изобразительное искусство
1. Какие художники-пейзажисты вам известны? Расскажите об одном из них, например о Левитане, продемонстрируйте репродукции его картин. Используйте в рассказе отрывок из статьи Паустовского "Заметки о живописи".
Мне известны: И. Шишкин, И. Левитан, К. Юон, А Саврасов, В. Поленов и многие другие.
Пример рассказа о художнике Левитане можно прочитать, перейдя по ссылке.
2. Подумайте, картины каких художников-пейзажистов (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.) близки к каждому из авторов произведений.
Соотнесём поэтов и художников.
- Ф. Тютчев. Для этого поэта идеально подходит полотно К. Маковского "Дети, бегущие от грозы", одновременно грозное и радостное.
- А. Фет. Для него подходят картины И. Шишкина, например "Рожь".
- А. Блок. Таинственному Блоку подходят картины не столько пейзажистов, сколько сказочников, например "Демон" М. Врубеля.
- С. Есенин. Деревенскому поэту Есенину подходят по духу картины А. Саврасова, например "Радуга"
- И. Бунин. Романтичному Бунину подходит столь же романтичный А. Куинджи, например картина "Лунная ночь на Днепре".
- Н. Рубцов. Для грустного и тихого Рубцова прекрасно подойдут полотна И. Левитана.
Творческое задание
Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин на тему "Всякому мила своя сторона", включив в него строки стихотворений о родной природе.
Пример сочинения по картине Левитана "Над вечным покоем" можно прочитать, перейдя по ссылке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий