Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 236, 238-239
Ф. Тютчев "Как весел грохот летних бурь"
Как весел грохот летних бурь.Когда, взметая прах летучий,Гроза, нахлынувшая тучей,Смутит небесную лазурьИ опрометчиво-безумноВдруг на дубраву набежит,И вся дубрава задрожитШироколиственно и шумно!..Как под незримою пятой,Лесные гнутся исполины;Тревожно ропщут их вершины,Как совещаясь меж собой, —И сквозь внезапную тревогуНемолчно слышен птичий свист,И кой-где первый жёлтый лист,Крутясь, слетает на дорогу...
Фонохрестоматия
Сравните летний пейзаж в стихотворениях Тютчева и Никитина "Утро". Чем различаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?
У Тютчева мы слышим радостную тревогу перед прекрасным и страшным явлением природы. У Никитина - безмятежный и счастливый покой тихого утра.
Стихотворение Тютчева читается с задором, громко, бойко. Стихотворение Никитина неспешно, плавно, напевно.
Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё — простор везде, —Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь —И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...
Размышляем о прочитанном
1. В какой из картин, изображённых поэтом, больше движения, действия, а какая застыла в светлом и прозрачном покое?
Картина летних гроз наполнена движением: гроза взметает прах, набежит на дубраву; дубрава дрожит; исполины гнутся и т.д.
Картина осени более статичная, застывшая: день стоит, пусто всё, птиц не слышно.
2. Какими художественными языковыми средствами поэт достигает изображения столь различных состояний природы?
Поэт использует как средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры), так и языковые (глаголы движения).
Эпитеты: весел, летучий, небесную, хрустальный, лучезарны, чистая и тёплая.
Олицетворения: смутит лазурь, дубрава задрожит, ропщут вершины, бодрый серп гулял.
Метафоры и сравнения: как под незримую пятой, как совещаясь, как бы хрустальный, паутины волос, льётся лазурь.
3. Обратите внимание на то, как озвучены летний и осенний пейзажи. Какой из них шумит, грохочет, а какой удивляет лучезарной тишиной? Для ответа на этот вопрос выпишите из текста цитаты, подтверждающие ваше наблюдение.
Шумит летний пейзаж: как весел грохот летних бурь; дубрава задрожит широколиственно и шумно; тревожно ропщут их вершины; немолчно слышен птичий свист.
Удивляет тишиной осенний: день стоит как бы хрустальный; теперь уж пусто всё; птиц не слышно боле.
Фонохрестоматия
1. Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Тютчева. Какие оттенки настроение добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?
К чувству лёгкой грусти и спокойствия, которые я испытывала, музыкальное сопровождение добавило ощущение ностальгии о прошедшем лете.
2. Как красиво, музыкально звучат слова хрустальный, лучезарны вечера. Как переливаются звуки Р и Л в исполнении актёра. Постарайтесь так прочитать стихотворение, чтобы передать прелесть плавной мелодии стиха, светлое и ясное настроение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий