Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 74-75
Параграф 8 "Общение"
Проверим себя
1. Зачем человеку общение?
Общение нужно человеку для того, чтобы выразить свои желания и отношение к чему-либо, и понять чужие желания и отношение.
Общение нужно, чтобы что-то делать вместе, чему-то научиться, поделиться чувствами и мыслями, добиться взаимопонимания, поделиться информацией.
2. Что помогает людям общаться?
Общаться помогает людям речь, взгляд, мимика и жесты, движения, поза, интонация, прикосновение
3. Как общаются глухонемые? К какому виду общения можно отнести этот способ?
Глухонемые общаются с помощью мимики, жестов, прикосновений. Это неречевой, невербальный способ общения.
4. Речевое или неречевое общение объединяет артистов и зрителей в театре оперы и балета, в драматическом театре, в театре мимики и жеста?
В театре оперы и балета важны и речевое, и неречевое общение. Артисты общаются с помощью слов, голоса, жестов и движения.
В драматическом театре более важным оказывается речевое общение, но и здесь используются жесты, мимика, позы.
В театре мимики и жеста используется лишь неречевое общение.
5. Помогают ли общению завистливость, высокомерие, самовлюблённость, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость? Какие качества помогают общению?
Эти качества мешают общения, потому что обладающий ими человек думает лишь о себе, а общение должно быть взаимоинтересным.
Помогают общению такие качества как искренность, сопереживание, отзывчивость, внимание, умение поставить себя на место другого человека.
В классе и дома
1. Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно догадаться по мимике человека? Приведи примеры из своей жизни.
По выражению лица, жестам, движениям можно понять характер человека и даже род его занятий, можно понять его чувства.
По мимике человека можно догадаться о всех чувствах, которые его обуревают: радости, злости, печали, недовольствии, удивлении, гневе, злорадстве и других.
Моя подруга Арина когда чему-то не верит, всегда закатывает глаза, а Игорь из нашего класса когда растерян чешит затылок. А я когда волнуюсь начинаю сильно раскачивать ногу.
2. Подбери различные прилагательные к слову "взгляд" и составь как можно больше словосочетаний. Сделай вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?
Добрый взгляд, хитрый взгляд, равнодушный взгляд, тяжёлый взгляд, пронзительный взгляд, недоверчивый взгляд, застенчивый взгляд, упрямый взгляд, строгий взгляд, вопрошающий взгляд, умоляющий взгляд, оценивающий взгляд.
Вывод: взгляд может рассказать о характере человека, его мыслях и чувствах, о настроении, о намерениях.
3. Произнеси три раза с разной интонацией слово "молодец". Как в зависимости от произношения меняется значение этого слова? Приведи пример любого другого слова,значение которого зависит от интонации.
Молодец можно сказать одобрительно, это похвала. Можно сказать иронично, это насмешка. Можно сказать осуждающе, это неодобрение.
Пример другого слова:
Извините (просьба, ирония, недоверие, гнев).
Хитрец (осуждение, одобрение, восхищение).
Спасибо (благодарность, сарказм, недовольство).
4. Понаблюдай за собой: что проявляется в твоём общении со страшими и с младшими? Оцени своё общение с ними: всегда ли ты проявляешь сдержанность, терпение, откровенность? Умеешь ли ты слушать? Как ты ведёшь себя, если слушать неинтересно? Часто ли ты перебиваешь собеседника? Как показываешь своё отношение к тому, что слышишь? Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении.
Со старшими я проявляю уважение, сдержанность, терпение, иногда недовольство. С младшими я редко бываю терпеливой и сдержанной, я часто использую свой авторитет, чтобы надавить на них.
Я умею слушать, но и сама люблю рассказывать.
Если мне неинтересно, я отвлекаюсь, начинаю что-то делать, иногда перебиваю говорящего. Но перебиваю я нечасто, предпочитая дать человеку высказаться.
Своё отношение к услышанному я выражаю по-разному. Если мне интересно, я начинаю задавать вопросы, выяснять детали, погружаюсь в разговор с головой. Если мне неинтересно, я молчу, что-то делаю, отворачиваюсь.
Однажды, Игорь начал рассказывать мне о футболе, который я не люблю. Мне это было неинтересно, а Игорь сыпал разными фактами и постоянно спрашивал моё мнение. Я отвечала невпопад, потому что не слушала его, и он обиделся. Мы поссорились. Это говорит о том, что для успешного общения важно, чтобы тема была близка всем. Иначе возникает недопонимание.
5. Разберись вследующей ситуации. Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. Пожилая соседка жалуется маме Лиды. Лида называет соседку ворчуньей.
Лиде следует выбрать другое время для занятий на фортепиано. Она должна учитывать не только свои интересы, но и интересы соседей. Она не должна называть соседку ворчуньей, ведь это старый, больной человек, который нуждается в покое.
В то же время, родители Лиды должны позаботиться о звукоизоляции её комнаты. Ведь если Лида начнёт играть в другое время, она может мешать кому-то другому и ситуация повторится.
Картинная галерея.
В. Перов "Охотники на привале"
Какое общение изобразил В. Перов? Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников? Как ты думаешь, о чём охотники ведут разговор? Какие качества людей, увлечённых охотой, изобразил художник?
Василий Перов изобразил дружеское речевое и неречевое общение.
Охотник слева рассказывает историю. Он пытается убедить слушателей в её правдивости с помощью голоса, интонации, выразительного взгляда, серьёзной мимики и жестов.
Охотник справа ему верит. Его поза и взгляд выражают внимание, лицо - удивление.
Охотник в центре не верит рассказчику. Он посмеивается, недоверчиво чешит за ухом, словно сбрасывая лапшу.
Охотники явно разговаривают о каком-то невероятном случае, фантастическом приключении на охоте.
Художник изобразил качества:
У рассказчика: хвастовство, напористость, убедительность, стремление быть в центре внимания.
У правого охотника: доверчивость, наивность, восторг.
У охотника в середине: недоверчивость, ехидство, хитрость, насмешливость.
Просто топпп
ОтветитьУдалить