пятница, 9 декабря 2022 г.

Л. Толстой "После бала", исторические взгляды писателя, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 40-42

Л. Толстой "После бала"

Размышляем о прочитанном

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? 

Рассказ показался мне трогательным. Его начало весёлое и беззаботное, его концовка - трагическая. Мне показалось, что Толстой затронул тему противоречия реальной жизни и жизни выдуманной. Мне было жаль несчастного солдата, которого равнодушно истязал полковник, весь из себя такой благородный и красивый. Но в душе полковник был зверем, не заслуживающим уважения. И оттого таким страшным кажется равнодушие окружающих, потрясшее воображение героя даже сильнее, чем сама сцена казни.

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

Главные герои рассказа: Иван Васильевич, Варенька, отец Вареньки. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича.

О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

Герой рассказывает о временах своей молодости, студенчества.

Как рассказчик описывает Вареньку?

Рассказчик говорит, что в 18 лет она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная. Он говорит о царственном виде, весёлой улыбке и блестящих глазах. Он описывает Вареньку на балу с восхищением влюблённого человека.

Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своём настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение?

Герой называет бал чудесным: в прекрасной зале, со знаменитыми музыкантами, великолепным буфетом и морем шампанского. Сам он был счастлив, ведь он был влюблён.

Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик?

Отце Вареньки представляется герою красивым, статным стариком, прекрасно сложенным, с радостной и ласковой улыбкой. Герой смотрел на него с восторженным умилением, восхищением, он преносил на отца те чувства, что испытывал к дочери.

Что изменило настроение Ивана Васильевича?

Герой увидел жестокое наказание солдата и отца Вареньки, который этим наказанием руководил. Это зрелище привело героя в смятение, ему было стыдно, он не понимал, как такое возможно.

Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное?

Полковник всё такой же статный, румяный и усатый. Но в этой сцене он жесток и равнодушен, он злобно хмурится, делая вид, что не знает Ивана Васильевича. У полковника оказалось два лица: доброе и ласковое для семьи, людей его круга, и жестокое, уродливое для простых солдат, простых людей. Оба лица истинные.

Как вы восприняли характеры и поступки героев?

Характер Ивана Васильевича романтичный, он легко влюбляется, он наивный и доверчивый. Он хороший человек, которому отвратительна жестокость.

Полковник безжалостный, твёрдый, чёрствый. Он любит дочь, но ненавидит других людей. Его поступок после бала вызвал у меня волну негодования.

2. Почему рассказ назван автором не "Бал", а "После бала", хотя описание бала занимает большую часть произведения?

Кульминация этого рассказа происходит именно после бала, в то время как бал оказывается лишь преамбулой, призванной создать контраст между жизнью дворян и простых людей. Главная мысль рассказа заключена в жестокой сцене после бала, и на это указывает название рассказа.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?

Здесь есть место и тому, и другому. Порядки в армии того времени были жестокими, бесчеловечными. Привыкший к ним человек сам становился жестоким и не замечал в этом ничего плохого. Полковник действовал так, как привык. Он видел жестокость других и она стала его сутью. Хорошие человеческие качества остались лишь дымкой, прикрывающей бесчеловечность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

Рассказ переносит нас в середину XIX века, в период правления Николая I. Это было непростое время, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась, особенно жизнь простого народа. Об этом рассказывает писатель, увязывая произошедшее с раздвоением в обществе.

5. Против чего направлен рассказ "После бала"? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Рассказ направлен против челоческой жестокости, злоупотребления властью, бесчеловечности и утраты веры. Автор утверждает, что перемены в человеческих отношений зависят не только от качеств самих героев, но и от качеств людей, которые их окружают. Так, тень поступка отца легла на Вареньку, убив влюблённость, которая зарадилась было в сердце Ивана Васильевича.

6. Чего достигает Толстой композиционным приёмом контраста событий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих рассуждений используйте цитаты.

В рассказе Толстой противопоставляет идеальный мир бала и реальный мир казни. Оба мира описаны глазами одного человека. Этим автор добивается яркости видения, лучше раскрывает свой замысел, показывает жестокость, скрытую маской светских манер.

На балу полковник производит приятное впечатление: "красивый, статный старик", обладающий "ласковой и радостной улыбкой". Носки его старомодных сапог умиляли героя. Весь его образ казался идеальным образом отца и старого служаки.

На поле полковник был таким же "румяным" и статным, но его моральный облик претерпел огромное изменение. Теперь он предстал садистом, бьющим "испуганного, слабосильного солдата" за проявленную жалость, грозным и злобным зверем, не знающим милосердия.

Превращение милого старичка в жестокого зверя по мысли автора должно было ужаснуть читателя, задуматься его о том, что происходит с обществом.

Опыт литературоведческого исследования

Толстой писал: "Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить". Что это значит? Как вы понимаете высказывание великого писателя?

Толстой говорил Гольденвейзеру: "Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз". Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?

Списать портрет, разузнать, запомнить - всё это скорее работа репортёра, журналиста, который описывает реальные события. Но Толстой не был журналистом, он был творцом, писателем, который не просто описывает, а создаёт свой собственный мир, передаёт не просто события, а своё к ним отношение. И своими произведениями Толстой хотел заставить читателя задуматься, стать лучше, что-то изменить в себе и в окружающем мире.

Толстой много раз переписывал черновики своих произведений, потому что стремился достичь совершенства, как можно точнее выразить свою мысль, нарисовать наиболее точную и подробную картину. Это качество говорит о максимализме писателя, его скрупулёзности, тщательности, глубой ответственности перед читателем.

Творческое задание

Как отразились исторические взгляды писателя в рассказе "После бала"?

Толстой мечтал, чтобы мужицкая и образованная России объединились. В этом рассказе он показал, как выглядит благопристойное общество и как выглядит его изнанка. Та, которая контактирует с Россией мужицкой. Писатель с горечью отмечает ту пропасть, которая лежит между двумя Россиями. Эта пропасть основана на пренебрежении со стороны одних и невозможности понять со стороны других. Я думаю, что Толстой пытался пристыдить образованную Россию, заставить её стать добрее, ближе к простому народу.

Фонохрестоматия

1. Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актёрского исполнения? Почему?

Моё отношение к Ивану Васильевичу не менялось, он был и остался добрым и чувственным молодым человеком. А вот отношение к полковнику претерпело изменения. Сперва он показался мне добрым, хорошим, но потом оказалось, что он жестокий и равнодушный человек. На это указывает его поступок.

2. Какие интонации были использованы актёром, чтобы показать характеры героев рассказа?

Актёр использует восторженные интонации для описания бала и удивлённые для описания казни. Герой не может поверить своим глазам, не понимает, как мог изменится один и тот же человек.

3. Против чего направлен рассказ Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

Рассказ направлен против бесчеловечности, против жестокого отношения к людям. Актер голосом показывает чувства героя, его стыд и удивление, его недоумение, непринятие ситуации.

4. Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

Танцевальная музыка настраивает на прослушивание сцены бала, жёсткая дробь - на прослушивание сцены казни. Музыкальные темы словно противостоят друг другу, они меняют настроение рассказа.

5. Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку, её отца?

Вареньку рассказчик подробно описывает, потому что влюблён. Он счастлив и может часами говорить о своей любви. Часть этой любви переносится им и на отца девушки, который представляется рассказчику величественным и вызывающим умиление.

6. Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создаётся ею? Почему рассказчику казалось, что он любит всех?

Во время танца звучит лёгкая и быстрая музыка. Ею создаётся весёлое, лёгкое настроение. Герой влюблён в Вареньку и свою любовь к ней он переносит на всех окружающих, особенно на её отца.

7. Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

После бала рассказчик не мог спать и пошёл прогуляться. Он увидел жестокую сцену казни, которой руководил отец Вареньки. Эту сцену сопровождает жёсткая, нехорошая музыка барабанной дроби и флейты.

8. Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

Рассказчик сравнивал Вареньку с отцом и ему становилось неловко и неприятно. Он уже не мог относиться к ней по-прежнему. Как ранее его любовь к девушке переносилась на отца, так теперь стыд за поступки отца переносится на девушку.

Толстой "После бала", рисунок


3 комментария:

21 мая, Иван Долгий: традиции и приметы

21 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в н...