Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 82-83
Параграф 9 "Конфликты в межличностных отношениях"
Проверим себя
1. Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.
- Возникновение конфликтной ситуации. Арина сказала, что ей не нравится моя юбка.
- Осознание конфликта. Я поняла, что меня обижают слова Арины.
- Проявление конфликтного поведения. Я сказала, что не буду с Ариной разговаривать.
- Углубление конфликта. Арина назвала меня дурой и показала язык. Я дёрнула её за косички.
- Разрешение конфликта. Мы расплакались и помирились.
2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них ты считаешь самой лучшей? Почему?
Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, копромисс, избегание, приспособление.
Лучшая стратегия - сотрудничество. При ней конфликт разрешается к взаимному удовлетворению сторон, которые идут друг другу на уступки. Никто не остаётся обиженным.
3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?
Посредник может увидеть конфликтную ситуацию со стороны, правильно её оценить и понять истинные причины возникновения конфликта.
В классе и дома
1. Проанализируй ситуацию, выдели в ней причины конфликта, инциндент. "Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье..."
Илья выдал тайну Кирилла посторонним, чем вызвал конфликтную ситуацию. Это одна причина. Вторая - неприязнь между Кириллом и Сергеем.
Сергей стал смеяться над Кириллом. Кирилл и раньше недолюбливал Сергея, а теперь ещё и обиделся. Произошёл инцидент, проявилось конфликтное поведение.
Сергей и Кирилл поссорились, так конфликт получил продолжение.
Илья мог бы стать посредником и помочь урегулировать конфликт, но он промолчал.
2. Перед тобой ряд слов, связанных с понятием конфликт. Расположи все слова по шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову конфликт были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. На одной позиции могут помещаться несколько слов.
Слова: диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.
Конфликт
- Сражение, схватка.
- Потасовка, стычка.
- Столкновение, скандал.
- Распря, брань.
- Перебранка, перепалка.
- Раздор, ссора.
- Размолвка, развал.
- Разногласия, неполадки, нелады.
- Несогласие, спор.
- Дискуссия, диспут.
3. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?
Я бы посоветовала другу быть осторожным в высказываниях, думать о последствиях своих слов и поступков, не переходить на личности во время спора.
Себе я бы посоветовала не реагировать так остро на неосторожные слова.
4. Используя материалы интернета, подготовь презентацию на тему "Как вести себя в конфликтной ситуации".
Доклад "Как вести себя в конфликтной ситуации"
Никто из нас специально не стремиться к конфликтам, но каждый знает, что такое конфликт не понаслышке. В любом коллективе постоянно возникают разногласия, столкновения интересов и очень важно знать, как правильно повести себя в той или иной ситуации, чтобы избежать эсколации конфликта.
Любой конфликт начинается с столкновения интересов двух и более человек. Это могут быть неосторожные слова, насмешка, косой взгляд и прочие, вроде бы незначительные поступки. Но любой такой поступок может стать запалом к серьёзному конфликту.
Конечно, лучше всего сделать так, чтобы конфликт не возник, но если он всё-таки произошёл, важно уметь правильно себя повести и выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Существует несколько стратегий поведения сторон в конфликте.
Самая непродуктивная среди них - избегание или уклонение. В её основе - избегание обострения конфликта без попытки его разрешить. Главный минус такой стратегии - конфликт не решён и в любой момент может вспыхнуть с новой силой.
Другая стратегия - приспособление. Её суть в уступках одной стороны конфликта. Такую стратегию можно рассматривать как поражение, отказ от своих претензий. Так можно потушить конфликт, но его первопричина останется неразрешённой.
Самые лучшие стратегии поведения заключаются в поиске компромисса и в сотрудничестве. Компромисс - это решение конфликта, которое утраивает всех, но для его достижения придётся пойти на уступки. Сотрудничество - это решение конфликта, основанное на переговорах и удовлетворении всех требований участников конфликта.
Как же правильно вести себя в конфликте?
- Не следует обострять начавшийся конфликт и выдвигать свои требования не разобравшись с требованиями оппонента.
- Надо сохранять спокойствие и способность трезво мыслить.
- Попытаться понять суть притензий противника и степень их обоснованности.
- Предложить совместно подумать над выходом из конфликта, привлечь к разрешению спора третьих лиц.
- Искать возможности компромисса, идти на некоторые уступки.
- Не бояться просить прощения, если чувствуешь свою вину.
Картинная галерея
Н. Ге "Пётр 1 допрашивает царевича Алексея"
По каким признакам можно достоверно судить, что перед нами конфликт? Как ведут себя герои? Кто перед кем виноват?
На картине Николая Ге мы видим двух человек - царя Петра и царевича Алексея. Между героями нет мира. Пётр сидит и обвинительно смотрит на царевича. Алексей стоит, опустив голову. Мы видим неравенство их положения.
Пётр допрашивает сына. Он обвиняет его, он уверен в своей правоте и его образ дышит силой. Алексей стоит, его голова поникла. Он подавлен тяжестью обвинений, ему стыдно и страшно.
Художник постарался показать, что именно Алексей виноват перед Петром. Поза царевича - это признание его вины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий