Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 158
Параграф 18 "Как происходило объединение Франции"
1. Какие слои населения поддерживали власть короля в борьбе за объединение Франции? Объясните, почему они это делали.
Горожане. Они стремились избавиться от власти сеньоров.
Крестьяне. Междоусобицы вредили их хозяйствам.
Мелкие и средние феодалы. Служа королю они могли достичь большего.
Церковь. На одного правителя влиять проще, чем на десятерых.
2. Кто из королей Франции, о которых вы узнали из текста, сыграл наиболее важную роль в борьбе за объединение Франции? Аргументируйте свой ответ.
Наиболее важную роль сыграл Филипп II Август. Он отобрал у Англии Нормандию и другие области на севере Франции, положив начало объединению страны. Его потомки продолжали начатое, им было проще, ведь первый шаг самый трудный.
3. Из-за чего и как произошёл конфликт Филиппа IV и папы Боннифация VIII? Чьей победой он закончился?
Бонифаций претендовал на руководство Филиппом, а король этого не собирался терпеть. Он обложил церковные земли налогами. Папа хотел отлучить Филиппа, но король сам обвинил папу в ереси. Папам пришлось перебраться в Авиньон и жить под контролем французского короля.
4. С какой целью король созывал собрание представителей сословий - генеральные штаты? Как решались дела в этом собрании?
Филипп собрал генеральные штаты, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе с папой. Позже король стал собирать штаты для введения новых налогов.
В генеральные штаты входили представители духовенства, дворянства и бюргерства. Они фракциями обсуждали налоги, а потом все вместе принимали решение.
5. Дайте определение понятия "сословная монархия".
Сословная монархия - это власть монарха, которая опирается на собрание представителей сословий.
6. Начните составление таблицы "Короли Франции. Объединение страны и централизация власти"
- Филипп II Август. 1180-1223. Присоединил Нормандию и северные земли.
- Людовик IX Святой. 1226-1270. Издавал общие для страны законы, печатал монеты.
- Филипп IV Красивый. Присоединил Шампань и Наварру. Подчинил папу римского.
Дополнительно
1. Историю с пощёчиной папе Боннифацию нередко называют "Каноссой наоборот". Как вы понимаете это выражение?
В Каноссе император Священной Римской империи Генрих IV на коленях вымаливал прощение у папы, посол же Филиппа IV сам одарил папу пощёчиной. Папа уже не мог унижать светских правителей, он сам терпел унижения.
2. Подумайте, почему папская власть потерпела поражение в борьбе с королями Франции, хотя до этого папам удалось победить германских императоров. Понадобится ли вам дополнительная информация для ответа на этот вопрос?
Для ответа на этот вопрос нам нужно знать, как восприняли конфликт короля и папы в стране.
В Германии отлучение императора привело к борьбе с крупными феодалами, которые хотели отобрать власть императора. Во Франции этого не случилось. Все сословия поддержали короля и объявили, что готовы страдать при жизни и после смерти, но не терпеть папские притязания.
Филиппу удалось пленить пап в Авиньоне и самому выбирать их.
3. Почему крестьян не приглашали в Генеральные штаты?
Свободных крестьян было мало, большая их часть зависела от феодалов, то есть от дворянства. Считалось, что интересы крестьян представляют в штатах их сеньоры - феодалы.
4. Оцените действия Филиппа IV исходя из интересов государства и с позиции морали. Совпадают ли эти оценки? Почему?
С точки зрения интересов государства Филипп IV поступал правильно. Он любыми средствами пытался пополниить казну, чтобы вести войны ха объединение страны и платить жалование чиновникам. Он избавился от диктата пап, укрепив свою власть.
С точки зрения морали король поступал плохо. Он печатал неполноценные монеты, принудительно заставлял богачей отдавать деньги, для этого даже разгромил орден тамплиеров.
Оценки не совпадают потому, что политиком Филипп был хорошим, а вот человеком - плохим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий