Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 91-92
Параграф 10 "Культурное пространство Европы и культура Руси"
Вопросы внутри параграфа
1. Что изучали в средневековых университетах?
В средневековых университетах было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Наибольшее внимание уделялось изучению богословия. Так же изучались право, медицина, античная литуратура и некоторые другие дисциплины.
2. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси в IX-XII веках?
Наибольшее влияние на культуру Руси оказала Византия. В меньшей степени и в более ранние времена на культуру славян оказали влияние соседи - финно-угорские племена, хазары, булгары, кочевники.
3. Как вы понимаете понятие "патриотизм"? Приведите из истории несколько примеров патриотического поведения людей.
Патриотизм - это любовь к Родине, стремление защитить свою страну от иноземных захватчиков.
Всех, кто защищал свою страну, можно назвать патриотами. Так, патриотами были князь Александр Невский и его воины, проявившие героизм в битвах на Неве и Ледовом побоище.
Можно привести пример из литературы и вспомнить подвиг отрока-киевлянина.
4. Кто является создателем нашего алфавита?
Создателями нашего алфавита были братья-миссионеры из греческого города Салоники Кирилл и Мефодий.
5. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?
Славянская письменность была создана в конце IX века. Первые алфавиты назывались глаголица и кириллица.
6. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?
Главной темой в древнерусской литературе был патриотизм, борьба против иноземных захватчиков. Эта тема была очень актуальной, ведь границам молодой Руси постоянно угрожали враги, чаще всего кочевые племена с востока и юга.
7. Какие ещё былинные герои вам известны?
Нам известны: Садко, Вольга Всеславьевич, Святогор, Василиса Микулишна, Ставр Годинович и другие.
Вопросы и задания
1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?
До принятия христианства на Руси были культурные традиции, связанные с язычеством. Принятие христианство зачеркнуло эти традиции, но принесло новые, прежде всего византийские. Началось формирование нового культурного слоя: строились церкви, развивалось зодчество, рисовались иконы, появилась древнерусская литература.
2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?
В то время образование на Руси было общедоступным, даже бедные люди могли бесплатно учиться в церковных школах. Практически при каждом храме, каждом монастыре были такие школы, поэтому грамотность на Руси была широко распространена.
3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.
Житие. Рассказ о жизни святых. "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
Летопись. Описание исторических событий. "Повесть временных лет".
Слово. Поучительное произведение на религиозную тему. "Слово о Законе и Благодати".
Былина. Рассказ о богатырях. "Илья Муромец и Соловей разбойник".
4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?
Для деревянного зодчества характерны были многоярусность, обилие куполов, резьбы.
С X века началось развитие каменного зодчества. Для русских храмов также характерно несколько куполов, в отличии от одного в византийской традиции.
Внутри храмы украшались фресками - картинами по сырой штукатурке на церковную тему или изображающие сцены княжеской жизни.
Изучаем документ
1. Выясните, где находится описанный Костомаровым храм - в Киеве или в Новгороде?
Храм Святой Софии, описанный Костомаровым, находится в Киеве. Новгородский храм более строгий, в нём нет указанных автором мозаик и сцен из княжеской жизни.
2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?
В описании указано, что храм имел пять куполов. Это важная особенность древнерусского зодчества. Храм окружался папертью, с которой лестницы вели на хоры.
3. Используя интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе.
- Зодчий - строитель здания, архитектор.
- Хоры - галерея внутри церкви на уровне второго этажа.
- Алтарь - главная часть православного храма.
- Троечастный - разделённый на три части.
- Предел - помещение в храме для мирян, молящихся.
- Мозаика - изображение из кусочков стекла или иного материала.
- Стеновая живопись - фрески, изображения на сырой штукатурке.
- Паперть - площадка перед храмом.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX-XI веках. В чём проявилось влияние кульутры европейских стран на культуру Руси?
Культурное пространство европейских государств отличало взаимодействие античного и христианского начал. Новые культурные традиции основывались на античном фундаменте.
На культуру Руси оказала влияние прежде всего культура Византии. Оттуда к нам пришло православие, многие культурные традиции, письменность. На их основе зародилась новая культура Руси.
2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?
В древнерусском искусстве можно выделить две основные темы - патриотизм или защита Родины, и церковная тема.
3. Используя интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.
Принятие христианства привело к тому, что на Руси появилось значительное количество переводной литературы, как правило церковного содержания, а позже начала формироваться и отчественная литература.
При храмах и монастырях появились первые библиотеки, здесь же стали организовываться школы. В них учились дети и взрослые. При монастырях существовали даже школы для девиц.
Появилась славянская азбука, что сделало возможным ведение обучения на родном языке.
Князья всячески поощряли стремление народа к грамотности. Существовал культ книги. В "Повести временных лет" Нестор говорит: "Книги наставляют и научают нас мудрости".
Всё вместе дало мощный толчок развтию грамотности на Руси.
4. Начните заполнение в тетради таблицы "Важнейшие памятники русской культуры X - начала XVI веков".
В этом параграфе упомянуты:
топ
ОтветитьУдалитьпросто топ сайт
ОтветитьУдалить