понедельник, 20 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 81-89

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа»

1. Прочитай задание: «Придумай свой рассказ с использованием описания или рассуждения». Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить задание? Отметь. Если нужно, дополни. Объясни своё мнение.

Отмечаем пункты:

  • Знать признаки текста-описания.
  • Знать признаки текста-рассуждения.
  • Знать, что такое тема и основная мысль текста.
  • Уметь отбирать содержание в соответствии с темой и основной мыслью.
  • Уметь логично и последовательно выстраивать текст.

2. Прочитай признаки текста. Определи тип текста. Впиши.

В первой колонке перечислены признаки текста-рассуждения.

Во второй колонке — текста-описания.

Вспомни, что в описании может быть использован научный или художественный стиль. Подчеркни признаки научного стиля красным карандашом, а художественного стиля — синим.

Подчёркиваем красным: цель — дать точную характеристику объекта.

Подчёркиваем синим: цель — передать личное восприятие автора.

3. Прочитай два текста. Сравни. Определи тип и стиль каждого текста. Объясни. Подчеркни в текстах слова и выражения, которые ты можешь использовать для составления своего текста-описания про дятла.

Читаем текст «Большой пёстрый дятел».

Тип текста: описание.

Стиль текста: научный.

Подчёркиваем слова:

  • самый известный из всех видов дятлов.
  • окрашен в чёрные и белые тона.
  • на плечах есть большие белые пятна.
  • молодые птицы имеют на голове красную шапочку.

Читаем текст В. Бианки «Дятел и малиновка».

Тип текста: описание.

Стиль текста: художественный.

Подчёркиваем слова:

  • жёсткий, упругий хвост.
  • опирается на хвост.
  • ростом с дрозда, весь в чёрных и белых крапинках.
  • на каждом крыле по белому пятну.
  • у дятла по четыре пальца на лапе.

4. Определи последовательность работы над текстом-описанием.

Определим последовательность работы:

  1. Определяю тему и основную мысль текста.
  2. Определяю стиль описания.
  3. Представляю, как выглядит объект описания.
  4. Нахожу признаки, которые отличают его от других объектов.
  5. Подбираю слова и выражения, которые помогут составить описание.
  6. Выстраиваю текст в соответствии с планом.
  7. Записываю текст.
  8. Читаю написанное, вношу изменения, если необходимо.

5. Составь описание дятла. Запиши текст.

Текст-описание дятла, пример

Дятел — небольшая птица, размером с дрозда. Он может быть разного цвета: в крапинку, чёрный и даже зелёный. У многих видов дятлов на голове есть красная шапочка.

Когтей на лапах у дятла четыре, но иногда бывает три. На хвосте имеются белые пятна или белые перья.

Когда дятел долбит дерево, он опирается на жёсткий хвост.

6. Как ты думаешь, дятел — друг или враг леса? Объясни свою точку зрения. Какой тип текста ты используешь для ответа: текст-описание или текст-рассуждение? Впиши название частей текста-рассуждения в схему: тезис, доказательство, вывод.

Я думаю, что дятел — друг леса. Он уничтожает личинки вредителей, которые прячутся под корой дерева.

Для ответа я использую текст-рассуждение.

Тезис: Я думаю, что...

Доказательство: Во-первых, во-вторых...

Вывод: Вот поэтому...

7. Прочитай текст.

Читаем рассказ Н. Сладкова «Клёст и дятел».

8. Подчеркни в тексте информацию, которая поможет тебе подобрать доказательства.

Подчёркиваем информацию:

  • Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал.
  • Капельки эти весной от голода меня спасли.
  • Целебный берёзовый сок нам силы вернул.
  • Славно мы сладким соком поугощались.
  • Чем больше дупел, тем больше нас. Чем больше нас — тем меньше вредителей.
  • В дуплах у меня морозильники.
  • Где бы мы зимой в мороз прятались?

9. Составь текст-рассуждение с опорой на схему. Запиши.

«Дятел — друг или враг леса?», пример текста-рассуждения

Я думаю, что дятел — друг леса и вот почему.

Во-первых, дятел долбит только больные деревья, выискивая под корой личинки вредных насекомых.

Во-вторых, капельки сока у берёзы, которые выступают после ударов дятла, служат весной пищей птицам и полезным насекомым.

В-третьих, дупла, выдолбленные дятлом, служат гнёздами и убежищем для птиц, защищают их от мороза.

Вот поэтому я считаю, что дятел своей работой приносит лесу большую пользу, а значит он его друг.

10. Прочитай свой текст. Если нужно, внеси изменения. Перескажи его в классе.

Изменений вносить не нужно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий