Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 81-89
Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа»
1. Прочитай задание: «Придумай свой рассказ с использованием описания или рассуждения». Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить задание? Отметь. Если нужно, дополни. Объясни своё мнение.
Отмечаем пункты:
- Знать признаки текста-описания.
- Знать признаки текста-рассуждения.
- Знать, что такое тема и основная мысль текста.
- Уметь отбирать содержание в соответствии с темой и основной мыслью.
- Уметь логично и последовательно выстраивать текст.
2. Прочитай признаки текста. Определи тип текста. Впиши.
В первой колонке перечислены признаки текста-рассуждения.
Во второй колонке — текста-описания.
Вспомни, что в описании может быть использован научный или художественный стиль. Подчеркни признаки научного стиля красным карандашом, а художественного стиля — синим.
Подчёркиваем красным: цель — дать точную характеристику объекта.
Подчёркиваем синим: цель — передать личное восприятие автора.
3. Прочитай два текста. Сравни. Определи тип и стиль каждого текста. Объясни. Подчеркни в текстах слова и выражения, которые ты можешь использовать для составления своего текста-описания про дятла.
Читаем текст «Большой пёстрый дятел».
Тип текста: описание.
Стиль текста: научный.
Подчёркиваем слова:
- самый известный из всех видов дятлов.
- окрашен в чёрные и белые тона.
- на плечах есть большие белые пятна.
- молодые птицы имеют на голове красную шапочку.
Читаем текст В. Бианки «Дятел и малиновка».
Тип текста: описание.
Стиль текста: художественный.
Подчёркиваем слова:
- жёсткий, упругий хвост.
- опирается на хвост.
- ростом с дрозда, весь в чёрных и белых крапинках.
- на каждом крыле по белому пятну.
- у дятла по четыре пальца на лапе.
4. Определи последовательность работы над текстом-описанием.
Определим последовательность работы:
- Определяю тему и основную мысль текста.
- Определяю стиль описания.
- Представляю, как выглядит объект описания.
- Нахожу признаки, которые отличают его от других объектов.
- Подбираю слова и выражения, которые помогут составить описание.
- Выстраиваю текст в соответствии с планом.
- Записываю текст.
- Читаю написанное, вношу изменения, если необходимо.
5. Составь описание дятла. Запиши текст.
Текст-описание дятла, пример
Дятел — небольшая птица, размером с дрозда. Он может быть разного цвета: в крапинку, чёрный и даже зелёный. У многих видов дятлов на голове есть красная шапочка.
Когтей на лапах у дятла четыре, но иногда бывает три. На хвосте имеются белые пятна или белые перья.
Когда дятел долбит дерево, он опирается на жёсткий хвост.
6. Как ты думаешь, дятел — друг или враг леса? Объясни свою точку зрения. Какой тип текста ты используешь для ответа: текст-описание или текст-рассуждение? Впиши название частей текста-рассуждения в схему: тезис, доказательство, вывод.
Я думаю, что дятел — друг леса. Он уничтожает личинки вредителей, которые прячутся под корой дерева.
Для ответа я использую текст-рассуждение.
Тезис: Я думаю, что...
Доказательство: Во-первых, во-вторых...
Вывод: Вот поэтому...
7. Прочитай текст.
Читаем рассказ Н. Сладкова «Клёст и дятел».
8. Подчеркни в тексте информацию, которая поможет тебе подобрать доказательства.
Подчёркиваем информацию:
- Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал.
- Капельки эти весной от голода меня спасли.
- Целебный берёзовый сок нам силы вернул.
- Славно мы сладким соком поугощались.
- Чем больше дупел, тем больше нас. Чем больше нас — тем меньше вредителей.
- В дуплах у меня морозильники.
- Где бы мы зимой в мороз прятались?
9. Составь текст-рассуждение с опорой на схему. Запиши.
«Дятел — друг или враг леса?», пример текста-рассуждения
Я думаю, что дятел — друг леса и вот почему.
Во-первых, дятел долбит только больные деревья, выискивая под корой личинки вредных насекомых.
Во-вторых, капельки сока у берёзы, которые выступают после ударов дятла, служат весной пищей птицам и полезным насекомым.
В-третьих, дупла, выдолбленные дятлом, служат гнёздами и убежищем для птиц, защищают их от мороза.
Вот поэтому я считаю, что дятел своей работой приносит лесу большую пользу, а значит он его друг.
10. Прочитай свой текст. Если нужно, внеси изменения. Перескажи его в классе.
Изменений вносить не нужно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий