пятница, 17 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять текст-повествование», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 73-81

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся составлять текст-повествование»

1. Рассмотри обложки книг. Что объединяет все эти произведения? Придумай название выставки. Запиши.

На выставке представлены шесть книг М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Про птиц и зверей», «Ребята и утята», «Берестяная трубочка», «Лесная капель».

Все книги на выставке объединяет имя автора, М. Пришвина и их тема: это произведения о природе.

Название выставки: «Книги М. Пришвина о природе».

2. Прочитай обращение Михаила Михайловича Пришвина к читателям.

Читаем текст обращения.

3. Как ты понимаешь эти слова? О чём заботится автор? К чему он призывает читателей? Запиши.

Автор заботится о сохранности природу и призывает своих читателей беречь и защищать природу.

4. Прочитай текст.

Читаем рассказ М. Пришвина «Ёж».

5. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками.

Непонятные слова:

  • затукал — стал издавать звуки похожие на стук.
  • шнырял — бегал, суетился.
  • сошлись — встретились.

6. Перечитай текст. Определи о чём или о ком рассказывается в нём (тему произведения). Запиши.

В тексте рассказывается о еже, его повадках.

Тема произведения: повадки ежа.

7. Определи главную мысль данного произведения. Запиши, как ты понимаешь, что хотел рассказать автор.

Главная мысль (что хотел сказать автор): ёж — лесное животное и хорошо ему только в лесу.

8. Объясни смысл названия. Почему произведение называется так? Запиши свои мысли.

Рассказ называется «Ёж», потому что его главный герой ёж.

Произведение так названо, чтобы мы сразу поняли, о чём и о ком пойдёт речь в рассказе.

9. Докажи, что прочитанный текст — повествование. Если нужно воспользуйся подсказкой.

Данный текст является повествование, потому что:

  • мы можем задать к нему вопрос «Что произошло?» — автор встретил ежа, принёс его домой и наблюдал за его поведением.
  • в тексте есть завязка (автор ловит ежа), развитие действия (ёж привыкает к жизни в доме), кульминация (ёж начинает строить гнездо), развязка (ёж привык жить в доме у автора).
  • события в рассказе описываются в определённой временной последовательности: от поимки ежа до его привыкания к новому дому.
  • в тексте много глаголов.

10. Подчеркни в тексте завязку красным карандашом, кульминацию — синим карандашом, развязку — зелёным карандашом. Докажи свою точку зрения.

Завязка: «Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа».

Кульминация: «Тут я и понял его: газета ему нужна была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда».

Развязка: «Так вот и устроился у меня жить ёжик».

11. Определи последовательность событий в тексте. Запиши, в каком порядке они происходили.

Последовательность событий:

  1. Автор встречает ежа.
  2. Автор спихивает ежа в воду.
  3. Автор скатывает ежа в шапку и несёт домой.
  4. Ёжик бегает по комнате.
  5. Ёжик тащит газету.
  6. Ёжик пьёт воду.
  7. Ёжик таскает яблоки.
  8. Ёж остаётся жить у автора.

12. Выпиши из текста действия автора.

  • заметил ежа.
  • спихнул в ручей.
  • скатил в шляпу.
  • понёс домой.
  • зажёг лампу.
  • уронил газету.
  • принёс ведро с водой.
  • по колючкам рукой провёл.
  • молока налью, булочки дам.

13. Выпиши из текста действия ежа.

  • свернулся и затукал.
  • фыркнул.
  • поплыл к берегу.
  • развернулся, огляделся, затих.
  • выбежал из-под кровати.
  • шнырял между ног.
  • потащил газету в угол.
  • залакал.
  • тащит яблоко в гнездо.

14. Были ли у тебя встречи, похожие на ту, которую описал Пришвин? Расскажи в классе.

Однажды, я встретила в лесу ежа. Ёж перебегал тропинку, а увидев меня, остановился и свернулся клубком. Я захотела потрогать ежа, но больно укололась. Тогда я оставила ежа в покое и пошла домой.

15. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ-повествование о том, что произошло с тобой в лесу летом. Определи тему и главную мысль текста. Запиши.

Я люблю наблюдать за природой.

Тема моего рассказа: сердитая белка.

Главная мысль: человек не должен вмешиваться в жизнь животных.

16. Придумай заголовок. Запиши.

Заголовок: «Сердитая белка».

17. Определи время, место действия, героев повествования. Запиши.

Время действия: лето.

Место действия: лес.

Герои повествования: я (рассказчик), белка.

18. Придумай, с чего начнётся повествование. В первом предложении назови действующих лиц, время и место действия. Запиши.

Рассказ начнётся со встречи с белкой:

Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.

19. Придумай кульминацию. Запиши опорные слова глаголы.

Белка ругается и скачет по веткам, она хочет прогнать меня и боится за своё гнездо.

Опорные глаголы: ругается, скачет, бегает, прогоняет, смотрю, ухожу, успокаиваю.

20. Как ты закончишь повествование? Как выразишь своё отношение к написанному?

Развязка:

Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.

В этом предложении выражено моё восхищение храбростью белки.

21. Придумай, как ты соединишь между собой части текста. Составь и запиши текст.

Рассказ «Сердитая белка»

Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.

Она увидела меня и решила, что я хочу разрушить её гнездо. А в гнезде могли быть маленькие бельчата.

Поэтому белка ругалась и скакала по веткам. Она хотела прогнать меня прочь от гнезда, чтобы спасти своих бельчат.

— Не бойся! — сказала я белке. — Не нужны мне твои бельчата! Живите спокойно!

Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.

22. Перечитай текст. Если нужно, внеси изменения.

Изменения вносить не нужно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий