Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 73-81
Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся составлять текст-повествование»
1. Рассмотри обложки книг. Что объединяет все эти произведения? Придумай название выставки. Запиши.
На выставке представлены шесть книг М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Про птиц и зверей», «Ребята и утята», «Берестяная трубочка», «Лесная капель».
Все книги на выставке объединяет имя автора, М. Пришвина и их тема: это произведения о природе.
Название выставки: «Книги М. Пришвина о природе».
2. Прочитай обращение Михаила Михайловича Пришвина к читателям.
Читаем текст обращения.
3. Как ты понимаешь эти слова? О чём заботится автор? К чему он призывает читателей? Запиши.
Автор заботится о сохранности природу и призывает своих читателей беречь и защищать природу.
4. Прочитай текст.
Читаем рассказ М. Пришвина «Ёж».
5. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками.
Непонятные слова:
- затукал — стал издавать звуки похожие на стук.
- шнырял — бегал, суетился.
- сошлись — встретились.
6. Перечитай текст. Определи о чём или о ком рассказывается в нём (тему произведения). Запиши.
В тексте рассказывается о еже, его повадках.
Тема произведения: повадки ежа.
7. Определи главную мысль данного произведения. Запиши, как ты понимаешь, что хотел рассказать автор.
Главная мысль (что хотел сказать автор): ёж — лесное животное и хорошо ему только в лесу.
8. Объясни смысл названия. Почему произведение называется так? Запиши свои мысли.
Рассказ называется «Ёж», потому что его главный герой ёж.
Произведение так названо, чтобы мы сразу поняли, о чём и о ком пойдёт речь в рассказе.
9. Докажи, что прочитанный текст — повествование. Если нужно воспользуйся подсказкой.
Данный текст является повествование, потому что:
- мы можем задать к нему вопрос «Что произошло?» — автор встретил ежа, принёс его домой и наблюдал за его поведением.
- в тексте есть завязка (автор ловит ежа), развитие действия (ёж привыкает к жизни в доме), кульминация (ёж начинает строить гнездо), развязка (ёж привык жить в доме у автора).
- события в рассказе описываются в определённой временной последовательности: от поимки ежа до его привыкания к новому дому.
- в тексте много глаголов.
10. Подчеркни в тексте завязку красным карандашом, кульминацию — синим карандашом, развязку — зелёным карандашом. Докажи свою точку зрения.
Завязка: «Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа».
Кульминация: «Тут я и понял его: газета ему нужна была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда».
Развязка: «Так вот и устроился у меня жить ёжик».
11. Определи последовательность событий в тексте. Запиши, в каком порядке они происходили.
Последовательность событий:
- Автор встречает ежа.
- Автор спихивает ежа в воду.
- Автор скатывает ежа в шапку и несёт домой.
- Ёжик бегает по комнате.
- Ёжик тащит газету.
- Ёжик пьёт воду.
- Ёжик таскает яблоки.
- Ёж остаётся жить у автора.
12. Выпиши из текста действия автора.
- заметил ежа.
- спихнул в ручей.
- скатил в шляпу.
- понёс домой.
- зажёг лампу.
- уронил газету.
- принёс ведро с водой.
- по колючкам рукой провёл.
- молока налью, булочки дам.
13. Выпиши из текста действия ежа.
- свернулся и затукал.
- фыркнул.
- поплыл к берегу.
- развернулся, огляделся, затих.
- выбежал из-под кровати.
- шнырял между ног.
- потащил газету в угол.
- залакал.
- тащит яблоко в гнездо.
14. Были ли у тебя встречи, похожие на ту, которую описал Пришвин? Расскажи в классе.
Однажды, я встретила в лесу ежа. Ёж перебегал тропинку, а увидев меня, остановился и свернулся клубком. Я захотела потрогать ежа, но больно укололась. Тогда я оставила ежа в покое и пошла домой.
15. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ-повествование о том, что произошло с тобой в лесу летом. Определи тему и главную мысль текста. Запиши.
Я люблю наблюдать за природой.
Тема моего рассказа: сердитая белка.
Главная мысль: человек не должен вмешиваться в жизнь животных.
16. Придумай заголовок. Запиши.
Заголовок: «Сердитая белка».
17. Определи время, место действия, героев повествования. Запиши.
Время действия: лето.
Место действия: лес.
Герои повествования: я (рассказчик), белка.
18. Придумай, с чего начнётся повествование. В первом предложении назови действующих лиц, время и место действия. Запиши.
Рассказ начнётся со встречи с белкой:
Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.
19. Придумай кульминацию. Запиши опорные слова глаголы.
Белка ругается и скачет по веткам, она хочет прогнать меня и боится за своё гнездо.
Опорные глаголы: ругается, скачет, бегает, прогоняет, смотрю, ухожу, успокаиваю.
20. Как ты закончишь повествование? Как выразишь своё отношение к написанному?
Развязка:
Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.
В этом предложении выражено моё восхищение храбростью белки.
21. Придумай, как ты соединишь между собой части текста. Составь и запиши текст.
Рассказ «Сердитая белка»
Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.
Она увидела меня и решила, что я хочу разрушить её гнездо. А в гнезде могли быть маленькие бельчата.
Поэтому белка ругалась и скакала по веткам. Она хотела прогнать меня прочь от гнезда, чтобы спасти своих бельчат.
— Не бойся! — сказала я белке. — Не нужны мне твои бельчата! Живите спокойно!
Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.
22. Перечитай текст. Если нужно, внеси изменения.
Изменения вносить не нужно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий