четверг, 23 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сочинять сказки», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 101-107

Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся сочинять сказки»

1. Прочитай слово сказка. Запиши ассоциации, которые возникли у тебя при чтении.

Сказка — волшебство, приключения, сказочные существа, волшебные помощники, превращения, борьба добра и зла.

2. По каким признакам можно определить, что произведение — сказка? Запиши.

Сказку можно определить по следующим признакам:

  • рассказаны события, невозможные в обычном мире.
  • есть зачин, троекратные повторы, концовка.
  • есть волшебные существа.
  • происходят волшебные превращения.
  • есть волшебные помощники.
  • добро побеждает зло.

3. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.

Бытовые сказки:

  • «Каша из топора».
  • «У страха глаза велики».
  • «Дочь семилетка».

Сказки о животных:

  • «Лиса и тетерев».
  • «Лиса и журавль».
  • «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки:

  • «Гуси-лебеди».
  • «Сивка-бурка».
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

4. По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери нужные слова и словосочетания. Дополни и запиши.

Выбираем: сказочные помощники, волшебные превращения, зачин, троекратные повторы.

Дополняем: выдуманный мир, сказочные существа, торжество добра над злом, концовка.

5. Вспомни слова и выражения, с которых может начинаться сказка. Допиши.

Дописываем: в тридесятом царстве, в тридевятом государстве; за тридевять земель; давно это было.

6. Вспомни слова и выражения, которыми сказка может заканчиваться. Допиши.

Дописываем: и жили они долго и счастливо; стали они жить-поживать, да добра наживать; тут и сказочке конец.

7. Учёный Владимир Яковлевич Пропп считал, что волшебные сказки имеют определённую структуру. В упрощённом виде структура волшебной сказки может выглядеть так:

  • Исходная ситуация.
  • Запрет.
  • Нарушение запрета. Беда.
  • Получение волшебного средства.
  • Способ достижения цели.
  • Вознаграждение героя.
  • Счастливый конец.

8. Найди в библиотеке и прочитай сказку французского писателя Ш. Перро «Спящая красавица».

Краткое содержание сказки можно прочитать по ссылке: «Спящая красавица».

9. Проведи своё исследование. Выдели в сказке «Спящая красавица» структурные части в соответствии с выводами учёного В. Проппа. Запиши кратко в левом столбике.

«Спящая красавица»

Герои сказки: спящая красавица, принц, король, феи.

Время и место действия: давным-давно, королевский замок.

Исходная ситуация: родилась дочь у короля.

Запрет: уколет руку веретеном.

Нарушение запрета. Беда: принцесса уснула.

Получение волшебного средства: помощь доброй феи.

Способ достижения цели: подождать сто лет и принцессу разбудит принц.

Вознаграждение героя: прекрасная принцесса.

Счастливый конец: свадьба принца и принцессы.

10. Внимательно прочитай рекомендации и сочини волшебную сказку. Расскажи свою сказку в классе.

Рекомендации к сочинению волшебной сказки.

  • Подумай, где и когда будет происходить действие в сказке (в стародавние времена, в современном мире, в будущем).
  • Выбери героев. Определи их внешность, характер, поступки.
  • Подумай, кто и какой запрет мог оставить.
  • Придумай, какая беда может случиться из-за нарушения запрета.
  • Выбери волшебное средство, которое спасёт от беды.
  • Подумай, как герой получит это волшебное средство.
  • Определи, справится ли герой сам или у него будут волшебные помощники.
  • Придумай, какую награду получит герой.
  • Сочини счастливый конец.
  • Постарайся соотнести главную мысль сказки с пословицей или поговоркой.

Заполняем правый столбец таблицы на странице 104-105

«Бесшумный Даня»

Герои сказки: Даня, учитель, директор.

Время и место действия: наши дни, школа.

Исходная ситуация: Даня болтал на уроках.

Запрет: будешь болтать — тебя никто не услышит.

Нарушение запрета. Беда: Даня стал болтать и его все перестали слышать.

Получение волшебного средства: директор дал совет.

Способ достижения цели: выучить и рассказать стихотворение.

Вознаграждение героя: пятёрка.

Счастливый конец: Даня никогда не болтал на уроках.

Сочиняем волшебную сказку по рекомендациям и заполненной таблице.

Волшебная сказка «Бесшумный Даня», пример

В некоторой школе, в некотором классе учился мальчик Даня. И был он такой болтун, что все уроки разговаривал и не слушал учителя.

Наконец, учителю это надоело и он сказал Дане, что если тот ещё раз перебьёт учителя, то никто не будет слышать мальчика.

Даня испугался, но не сдержался. И как-то на уроке опять заговорил без разрешения. И в тот же миг случилось чудо: Даня разевал рот, что-то говорил, но его никто не слышал, ни друзья, ни учитель.

Испуганный Даня выскочил из класса и заплакал. Тут мимо проходил директор. Директор стал спрашивать у Дани, почему тот плачет. Но Даня как ни старался не смог рассказать директору о своей беде, ведь и директор не слышал мальчика.

Но директор был очень умным и сразу обо всём догадался.

Он посоветовал Дане выучить стихотворение и рассказать его на уроке.

Даня выучил стихотворение и на уроке поднял руку. Учитель вызвал мальчика к доске и Даня раскрыл рот.

Даня боялся, что его опять никто не услышит, но когда он стал читать стихотворение, его все слышали.

Учитель обрадовался, поставил Дане пятёрку и сказал: «Умную речь приятно и слушать».

Радостный Даня побежал домой и больше никогда не перебивал учителя на уроках. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Комментариев нет:

Отправить комментарий