Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 101-107
Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся сочинять сказки»
1. Прочитай слово сказка. Запиши ассоциации, которые возникли у тебя при чтении.
Сказка — волшебство, приключения, сказочные существа, волшебные помощники, превращения, борьба добра и зла.
2. По каким признакам можно определить, что произведение — сказка? Запиши.
Сказку можно определить по следующим признакам:
- рассказаны события, невозможные в обычном мире.
- есть зачин, троекратные повторы, концовка.
- есть волшебные существа.
- происходят волшебные превращения.
- есть волшебные помощники.
- добро побеждает зло.
3. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки:
- «Каша из топора».
- «У страха глаза велики».
- «Дочь семилетка».
Сказки о животных:
- «Лиса и тетерев».
- «Лиса и журавль».
- «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки:
- «Гуси-лебеди».
- «Сивка-бурка».
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
4. По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери нужные слова и словосочетания. Дополни и запиши.
Выбираем: сказочные помощники, волшебные превращения, зачин, троекратные повторы.
Дополняем: выдуманный мир, сказочные существа, торжество добра над злом, концовка.
5. Вспомни слова и выражения, с которых может начинаться сказка. Допиши.
Дописываем: в тридесятом царстве, в тридевятом государстве; за тридевять земель; давно это было.
6. Вспомни слова и выражения, которыми сказка может заканчиваться. Допиши.
Дописываем: и жили они долго и счастливо; стали они жить-поживать, да добра наживать; тут и сказочке конец.
7. Учёный Владимир Яковлевич Пропп считал, что волшебные сказки имеют определённую структуру. В упрощённом виде структура волшебной сказки может выглядеть так:
- Исходная ситуация.
- Запрет.
- Нарушение запрета. Беда.
- Получение волшебного средства.
- Способ достижения цели.
- Вознаграждение героя.
- Счастливый конец.
8. Найди в библиотеке и прочитай сказку французского писателя Ш. Перро «Спящая красавица».
Краткое содержание сказки можно прочитать по ссылке: «Спящая красавица».
9. Проведи своё исследование. Выдели в сказке «Спящая красавица» структурные части в соответствии с выводами учёного В. Проппа. Запиши кратко в левом столбике.
«Спящая красавица»
Герои сказки: спящая красавица, принц, король, феи.
Время и место действия: давным-давно, королевский замок.
Исходная ситуация: родилась дочь у короля.
Запрет: уколет руку веретеном.
Нарушение запрета. Беда: принцесса уснула.
Получение волшебного средства: помощь доброй феи.
Способ достижения цели: подождать сто лет и принцессу разбудит принц.
Вознаграждение героя: прекрасная принцесса.
Счастливый конец: свадьба принца и принцессы.
10. Внимательно прочитай рекомендации и сочини волшебную сказку. Расскажи свою сказку в классе.
Рекомендации к сочинению волшебной сказки.
- Подумай, где и когда будет происходить действие в сказке (в стародавние времена, в современном мире, в будущем).
- Выбери героев. Определи их внешность, характер, поступки.
- Подумай, кто и какой запрет мог оставить.
- Придумай, какая беда может случиться из-за нарушения запрета.
- Выбери волшебное средство, которое спасёт от беды.
- Подумай, как герой получит это волшебное средство.
- Определи, справится ли герой сам или у него будут волшебные помощники.
- Придумай, какую награду получит герой.
- Сочини счастливый конец.
- Постарайся соотнести главную мысль сказки с пословицей или поговоркой.
Заполняем правый столбец таблицы на странице 104-105
«Бесшумный Даня»
Герои сказки: Даня, учитель, директор.
Время и место действия: наши дни, школа.
Исходная ситуация: Даня болтал на уроках.
Запрет: будешь болтать — тебя никто не услышит.
Нарушение запрета. Беда: Даня стал болтать и его все перестали слышать.
Получение волшебного средства: директор дал совет.
Способ достижения цели: выучить и рассказать стихотворение.
Вознаграждение героя: пятёрка.
Счастливый конец: Даня никогда не болтал на уроках.
Сочиняем волшебную сказку по рекомендациям и заполненной таблице.
Волшебная сказка «Бесшумный Даня», пример
В некоторой школе, в некотором классе учился мальчик Даня. И был он такой болтун, что все уроки разговаривал и не слушал учителя.
Наконец, учителю это надоело и он сказал Дане, что если тот ещё раз перебьёт учителя, то никто не будет слышать мальчика.
Даня испугался, но не сдержался. И как-то на уроке опять заговорил без разрешения. И в тот же миг случилось чудо: Даня разевал рот, что-то говорил, но его никто не слышал, ни друзья, ни учитель.
Испуганный Даня выскочил из класса и заплакал. Тут мимо проходил директор. Директор стал спрашивать у Дани, почему тот плачет. Но Даня как ни старался не смог рассказать директору о своей беде, ведь и директор не слышал мальчика.
Но директор был очень умным и сразу обо всём догадался.
Он посоветовал Дане выучить стихотворение и рассказать его на уроке.
Даня выучил стихотворение и на уроке поднял руку. Учитель вызвал мальчика к доске и Даня раскрыл рот.
Даня боялся, что его опять никто не услышит, но когда он стал читать стихотворение, его все слышали.
Учитель обрадовался, поставил Дане пятёрку и сказал: «Умную речь приятно и слушать».
Радостный Даня побежал домой и больше никогда не перебивал учителя на уроках. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Комментариев нет:
Отправить комментарий