вторник, 21 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять краткий пересказ», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 90-100

Ответы на вопросы к теме «Люби всё живое. Учимся составлять краткий пересказ»

1. Прочитай текст.

Читаем рассказ К. Паустовского «Барсучий нос».

2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Подчеркнём непонятные слова:

  • Ворох — беспорядочная куча.
  • Челн — лодка.
  • Двустволка — охотничье ружьё.
  • Пудовая — весящая около пуда, 16 килограммов.
  • Мшары — болота.

3. Подготовься к краткому (сжатому) пересказу текста. Вспомни, что значит «пересказать кратко (сжато)». Проверь себя.

Пересказать текст кратко — перечислить его основные события, исключив описания, детали, подробности.

4. Прочитай, какие умения необходимы для работы над кратким пересказом.

  • Уметь определять жанр произведения.
  • Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
  • Уметь определять тему текста, главную мысль, смысл названия.
  • Уметь делить текст на смысловые части.
  • Уметь составлять план текста.
  • Уметь исключать подробности в каждой части текста.

5. Составь план работы над кратким пересказом, на основе выделенных умений.

План работы.

  1. Определить жанр произведения.
  2. Установить последовательность событий в тексте.
  3. Определить тему, главную мысль, смысл заглавия.
  4. Разделить текст на смысловые части.
  5. Составить план текста.
  6. Исключить подробности в каждой части текста.

6. Запиши, что ты прочитал: рассказ, сказку, стихотворение, басню. Укажи особенности данного жанра.

Я прочитал рассказ.

Особенности жанра: небольшой объём, малое число действующих лиц, описание одного события, реального или вымышленного.

7. Перечитай текст. Восстанови последовательность событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Правильная последовательность событий:

  1. Стояла осень в солнце и туманах.
  2. С нами был мальчик, большой выдумщик.
  3. Мальчик первым услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали.
  4. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё свой нос.
  5. Барсук расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.
  6. Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу.

8. Определи тему и главную мысль текста. Запиши. Объясни смысл названия.

Тема текста: встреча с барсуком в лесу.

Главная мысль: любопытство и неосторожность могут довести до беды.

Смысл названия: Нос барсука пострадал от его неосторожности.

9. Укажи на схеме структуру текста-повествования (завязка, развитие событий (действия), кульминация (самый напряжённый момент), развитие событий (действия), развязка).

Указываем на схеме слева направо: завязка, развитие событий, кульминация, развитие событий, развязка.

10. Раздели текст на смысловые части в соответствии со схемой. Выдели карандашом. Обсудите в классе варианты деления.

Завязка: от начала текста до предложения «Мы делали вид, что верили ему».

Развитие событий: от предложения «Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным» до предложения «Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке».

Кульминация: от предложения «Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало» до предложения «Без времени заорали перепуганные лягушки».

Развитие событий: от предложения «Утром мальчик разбудил меня и рассказал» до предложения «Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли помочь ему».

Развязка: от предложения «Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом» до конца текста.

11. Прочитай завязку. Ответь на вопросы.

Когда происходит действие рассказа? — Осенью.

Где происходит действие рассказа? — На рыбалке.

Кто участвует в событиях, описанных в завязке? — Автор, друзья, мальчик. 

12. Озаглавь первую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Рыбалка осенью.

13. Поработай карандашом. Исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

Вариант пересказа первой части

Озеро было засыпано жёлтыми листьями. Стояла осень. На стоянке горел костёр, чтобы отгонять волков и других зверей.

Однажды у костра засопел какой-то зверь. С рассказчиком был мальчик, который любил рассказывать истории, а взрослые делали вид, что верят ему.

14. Согласишься ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет — исправь текст.

Можно оставить вариант третьеклассника, но можно его сократить сильнее:

Осенью автор с друзьями был на рыбалке. С ними был мальчик, который сочинял истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

15. Прочитай вторую часть текста — развитие действия. Ответь на вопросы.

Какая обстановка была у костра? — Романтичная.

Кто появился из зарослей? — Барсук.

16. Озаглавь вторую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Появление барсука.

17. Поработай карандашом. Исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому — исправь.

Я бы исключила подробности так:

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: луна, облака, шум сосен. 

Мальчик услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли — кто знает, что это за зверь!

Зверь высунул из травы чёрный нос. Долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез барсук. Он посмотрел на меня. Потом сделал шаг к картошке.

18. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ второй части, пример

Этот мальчик первым услышал фырканье зверя и попросил, чтобы все замолчали. Автор с друзьями притих — он не знал, что за зверь бродит вокруг.

А зверь высунул из травы нос, потом морду и наконец вылез весь. Это был барсук.

Барсук посмотрел на автора, потом сделал шаг к картошке.

19. Прочитай третью часть. Какое событие является кульминацией рассказа? Запиши.

Кульминация: когда барсук сунул нос в сковороду с картошкой.

20. Озаглавь третью часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Обожжённый нос.

21. Поработай карандашом. Исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ третьей части рассказа, пример

Картошка жарилась и шипела. Барсук прыгнул к сковороде и сунул в неё нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и бросился обратно в траву. Он голосил на весь лес от негодования и боли.

22. Прочитай, как развивались события дальше. Ответь на вопросы.

Что произошло утром? — Мальчик увидел, как барсук лечит нос.

Как барсук лечил свой обожжённый нос? — Барсук сунул нос в пень, в мокрую труху.

23. Прочитай четвёртую часть текста. Озаглавь её. Запиши.

Вариант заглавия: Лечение носа.

24. Поработай карандашом — исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ четвёртой части рассказа, пример

Утром мальчик разбудил рассказчика и сказал, что видел, как барсук лечит нос.

Автор прошёл за мальчиком и увидел гнилой пень.

Барсук засунул обожжённый нос в пень, в холодную и мокрую труху. Потом сел и заплакал. Он будто просил о помощи у людей, но люди ни чем не могли ему помочь.

25. Прочитай развязку. Ответь на вопрос.

Какая встреча произошла через год? — Автор встретил барсука со шрамом на носу.

26. Озаглавь пятую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Встреча через год.

27. Поработай карандашом — исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ пятой части, пример

Через год автор встретил на озере барсука со шрамом на носу. Барсук сердито чихнул в сторону автора и спрятался в зарослях. Больше автор его не видел.

28. Составь и запиши план текста.

Используем придуманные заглавия.

План.

  1. Рыбалка осенью.
  2. Появление барсука.
  3. Обожжённый нос.
  4. Лечение носа.
  5. Встреча через год.

29. Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно внеси изменения. Запиши получившийся текст.

Соберём вместе пересказы каждой из частей.

Краткий пересказ рассказа «Барсучий нос», пример

Озеро было засыпано жёлтыми листьями. Стояла осень. На стоянке горел костёр, чтобы отгонять волков и других зверей.

Однажды у костра засопел какой-то зверь. С рассказчиком был мальчик, который любил рассказывать истории, а взрослые делали вид, что верят ему.

Этот мальчик первым услышал фырканье зверя и попросил, чтобы все замолчали. Автор с друзьями притих — он не знал, что за зверь бродит вокруг.

А зверь высунул из травы нос, потом морду и наконец вылез весь. Это был барсук.

Барсук посмотрел на автора, потом сделал шаг к картошке.

Картошка жарилась и шипела. Барсук прыгнул к сковороде и сунул в неё нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и бросился обратно в траву. Он голосил на весь лес от негодования и боли.

Утром мальчик разбудил рассказчика и сказал, что видел, как барсук лечит нос.

Автор прошёл за мальчиком и увидел гнилой пень.

Барсук засунул обожжённый нос в пень, в холодную и мокрую труху. Потом сел и заплакал. Он будто просил о помощи у людей, но люди ни чем не могли ему помочь.

Через год автор встретил на озере барсука со шрамом на носу. Барсук сердито чихнул в сторону автора и спрятался в зарослях. Больше автор его не видел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий