вторник, 30 июля 2024 г.

Г. Державин "Оды", ответы на вопросы учебника, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 65-66

Г. Державин "Оды"

"Властителям и судиям"

"Памятник"

Размышляем о прочитанном

1. Какие произведения Державина вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.

Помимо прочитанных в этом году од Державина, мне знакомо его стихотворение "Признание".

В этом стихотворении поэт рассказывает о себе, о своём творчестве. Он признаётся, что стремился к чистосердечью, то есть к откровенности в своих произведениях, пытался этим завоевать почёт и уважение. Поэт говорил правду властным вельможам, не боясь пострадать за это. При этом Державин не скрывает, что имел свои человеческие слабости, был обольщён суетою света.

Новаторство этого произведения в том, что поэт в сентиментальном стихотворении использовал высокий и низкий штили, слова церковнославянского языка и народного, он прославляет и обличает сильных мира сего.

2. В чём пафос стихотворений "Властителям и судиям", "Памятник"? Против каких пороков выступает автор?

Пафос стихотворения "Властители и судии" в обличении пороков сильных мира сего: нечестного суда, предвзятости, обмана, мошенничества, пренебрежения нуждами простых людей.

Пафос стихотворения "Памятник" в надежде на вечную память, вечную жизнь своих произведений, посвящённых русскому народу и стране.

3. Как вы понимаете строки: "Доколь славянов род вселенна будет чтить"? В чём автор видит долг "властителей и судий"?

Эти слова говорят о существовании славянского государства. Пока оно будет существовать, будут помнить и творения Державина, все народы, входящие в состав этого государства.

А долг властителей и судий: сохранять законы, от сильных бессильных защищать.

Творческое задание

Прав ли Державин, считая, что памятник себе воздвиг чудесный, вечный? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что сам поэт относит к своим заслугам.

Любой талантливый писатель, создающий действительно шедевры, создаёт с их помощью себе памятник. Пока произведения писателя читают, этот памятник будет стоять.

Державин был очень талантливым писателем и созданный им памятник стоит до сих пор. Его произведения читают и любят.

Сам поэт ставил себе в заслугу новаторские приёмы, которые использовал в своих произведениях. С гордостью говорит поэт о том, что стал использовать простой язык для религиозных тем, юмор - для жанра оды, сатиру и прямоту - для обличительных произведений.

Опыт литературоведческого исследования

Выберите одну из од XIX или XX века. По каким признакам вы поняли, что это ода? Сравните её с одами XVIII века.

Возьмём для примера произведение В. Маяковского "Ода революции". Она написана в начале XX века.

Это стихотворение обладает несомненными признаками оды, да и сам автор не просто так дал её такое название. Вот эти признаки: высокая патетичность, пафос; восхваление события; государственная, революционная тема.

Вместе с тем, ода Маяковского сильно отличается от од Ломоносова и Державина. В ней нет торжественности, свойственной для высокого стиля. Стиль резкий, упругий, рвущий нервы. Это не спокойное восхваление, а буйная радость, почти злорадство.

Учимся читать выразительно

Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них восклицательные предложения, риторические вопросы. Подумайте, что с их помощью достигается.

Восклицательные предложения и риторические вопросы дают акцент на утверждении автора, заставляют читателя внимательнее отнестись к его словам.

Например: "Доколь вам будет щадить неправедных и злых?". В этом вопросе слышится гнев, возмущение. На эти эмоции поставлен акцент автором, в этом его пафос.

Развиваем дар слова

1. Объясните значение слов и введите их в собственную речь:

Воздвиг - построил, соорудил.
Быстротечный - скоротечный, быстро проходящий.
Тлен - прах.
Безвестность - неизвестность.
Дерзнул - рискнул, поступил смело.
Добродетель - лучшие качества человека.
Бессмертие - вечная жизнь, память.
Венчать - украшать лоб, голову венком.
Чело - лоб.
Беседовать - разговаривать.
Мзда - взятка.
Злодейство - причинение зла людям.
Лукавство - хитрость, обман.
Карать - наказывать.
Потрясать - поражать, сильно удивлять, изменять.
Исторгнуть - извлечь, заставить появиться.
Щадить - жалеть.
Неправедный - нечестный, нехороший.
Истина - реальность.
Порок - отрицательное качество характера.
Долг - святая обязанность.

2. Составьте краткий словарик устаревших слов (на основании прочитанных вами стихотворений Державина и Ломоносова).

Словарь устаревших слов из произведений Державина и Ломоносова, пример

Борей - северный ветер.
Брег - берег.
Внимать - слушать.
Вран - ворон.
Глас - голос.
Гласить - говорить.
Дерзать - сметь что-то делать.
Доколе - сколько ещё.
Дщерь - дочь.
Зефир - южный ветер.
Зиждитель - хранитель, Бог.
Зрак - глаз.
Зрить - видеть.
Зыбить - потрясать.
Искони - издавна.
Карать - наказывать.
Лик - лицо, образ.
Лукавый - плут, мошенник.
Мзда - взятка.
Мнить - представлять себе.
Несносный - невозможный, неприятный.
Облобызать - обласкать.
Окрест - вокруг.
Оными - этими.
Отверзать - открывать.
Отвращать - отворачивать.
Отрада - радость.
Паки - снова.
Понт - море.
Прах - тлен.
Премудрый - мудрец, учёный человек.
Рачение - усердие.
Се - это.
Сей - этот.
Сонм - большое количество, сборище.
Токмо - только
Тщание - усердие, старание.
Уста - рот.
Хладный - холодный.
Ярый - буйный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

29 сентября, Птичья костка: традиции и приметы

29 сентября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается память великомученицы Евфимии Всехвальной, но в н...