Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 9
Статья "О древнерусской литературе"
Проверьте себя
1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
В основе церковнославянских текстов лежало представление о том, что Бог - творец всего сущего.
Древнерусскую литературу отличало высокая духовность, прославление вечных душевных качеств человека: скромности, милосердия, бескорыстия, открытости, прямоты. Она отличалась историзмом и отсутствием художественного вымысла. Авторы были образованными людьми, которые выражали свою политическую и нравственную позицию.
2. Какие существовали жанры древнерусской литературы?
В древнерусской литературе существовали следующие жанры:
- Летописание.
- Богослужебная литература.
- Воинские повести.
- Хождения.
- Жития.
- Сказания.
- Поучения.
- Слово.
3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 6-8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
6 класс
- "Сказание о белгородском киселе"
7 класс
- "Похвала князю Ярославу и книгам"
- "Поучение Владимира Мономаха"
- Повесть "О Петре и Февронии Муромских", герои Пётр и Ферония.
8 класс
- Повесть "О житии князя Александра Невского", герой Александр Невский.
Перейдя по ссылке можно вспомнить характеристику князя Александра Невского.
4. Какие периоды прошла в своём развитии древнерусская литература?
Древнерусская литература прошла следующие периоды:
- XI - первая треть XII века. Идея: превосходство христианства над язычеством Примеры произведений: "Повесть временных лет", "Поучение Владимира Мономаха".
- Вторая треть XII - первая треть XIII века. Областные литературные центры. Пример произведения: "Слово о полку Игореве".
- Вторая треть XIII - конец XIV века. Тема: героическая. Пример: "Повесть о житии Александра Невского".
- Конец XIV - XV век. Идея: объединение земель, появление нравственного идеала. Пример: жития святых.
- Конец XV - XVI век. Появление общерусской литературы. Пример: "Повесть о Петре и Февронии".
- Смутное время, XVII век. Тема: усиление внимания к человеку. Пример: "Шемякин суд".
5. Письменно составьте подробный план текста статьи учебника, по плану подготовьте устный пересказ, приведите в качестве примеров произведения древнерусской литературы, изученные в 6-8 классах.
Пример плана статьи "О древнерусской литературе"
- С принятием православия в Древней Руси появляются книги, написанные на церковнославянском языке.
- Система религиозных представлений о том, что Бог - творец всего сущего.
- Писатель должен был заручиться поддержкой Бога.
- Описывались исторические события, как проявления Божьей воли.
- Древнерусская литература была высоко духовной.
- Она носила исторический характер и не допускала художественного вымысла.
- В центре внимания писателя оказывались князья, бояре, священники, но не простой человек.
- Книжник выражал свою политическую и нравственную позицию.
- Древнерусская литература соблюдала этикет миропорядка, поведения, словесный.
- Обильные цитирования показывали высокую образованность авторов.
- Жанры литературы обслуживали каждый свою область деятельности государства.
- Первый период выражал превосходство православия над язычеством.
- Во втором появились областные литературные центры.
- В третьем темой стали трагические события монголо-татарского ига.
- В четвёртом показано зарождение нравственных идеалов.
- В пятом появляется общая для всей страны литература.
- В шестом усиливается интерес к человеку.
- Древнерусская литература выступала за единение людей.
- Без знания древнерусской литературы нельзя понять произведения следующих эпох.
- Пушкин многократно обращался к древнерусской литературе ("Песня о вещем Олеге", "Борис Годунов")
- Толстой использовал эпические традиции при создании "Войны и мира".
- И ныне древнерусская литература жива в произведениях наших современников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий