суббота, 19 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Взаимосвязи организмов в природном сообществе», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 129

§ 21. Ответы на вопросы к теме «Взаимосвязи организмов в природном сообществе»

Проверьте себя

1. Что такое природное сообщество?

Природным сообществом мы называем сообщество живых организмов и среды их обитания, которые живут совместно и находятся во взаимосвязи друг с другом.

Иначе: это совокупность живых организмов, которые взаимодействуют между собой и приспосабливаются к своей среде обитания, поддерживая существование через связи друг с другом.

Природное сообщество елового леса, 5 класс


2. Какие организмы называют продуцентами?

Продуцентами или производителями пищи называют зелёные растения.

Растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества, усваивают энергию солнечного света и производят органические вещества.

В начальной школе продуцентов часто называли производителями.

3. Как отличаются консументы первого порядка от консументов второго порядка?

Консументы потребляют органические вещества, накопленные растениями-продуцентами. Это потребители.

Консументы бывают первого и второго порядка.

Консументы первого порядка употребляют в пищу сами растения. Это растительноядные животные.

Консументы второго порядка употребляют в пищу консументов первого порядка. Это плотоядные животные.

Возможен и смещенный порядок. Например, человек и другие всеядные животные употребляют в пищу как растения, так и других животных.

Любопытно, что консументов второго порядка также могут есть. Например, более крупные хищники или паразиты.

4. Какую роль в природном сообществе играют организмы-редуценты?

Редуцентами называют организмы, которые перерабатывают мёртвые растительные и животные остатки. Это разрушители.

Редуценты не едят живые растения и, тем более, других животных. Они разлагают уже мёртвые остатки на неорганические вещества, тем самым возвращая их в землю.

Эти неорганические вещества могут снова использовать растения для производства веществ органических.

5. Что такое круговорот веществ?

Круговоротом веществ мы называем движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу.

Неорганические вещества становятся органическими, а потом вновь превращаются в неорганические.

6. Приведите примеры видов, которые являются средообразователями в природных сообществах.

Средообразователями называются массовые виды живых существ, которые влияют на условия жизни других видов.

Примеры средообразователей:

  • Сосна в сосновом лесу.
  • Ковыль, типчак в степях.
  • Мох в болоте.
  • Бобр на ручье.
  • Коралловые полипы на коралловом рифе.

Подумайте!

Почему в лесу не накапливаются опадающие каждую осень листья деревьев и кустарников?

Опавшие осенью листья становятся пищей для различных организмов-редуцентов, таких как грибы, бактерии, черви.

Листья измельчаются, прессуются, перевариваются и постепенно превращаются в неорганические вещества.

Все видели гниющие в лесу листья. Но они гниют не сами по себе. Это результат жизнедеятельности бактерий.

Так происходит накопление перегноя, поверхностного слоя земли, в котором органические остатки перемешаны с неорганическими веществами. Именно в перегное больше всего редуцентов, ведь там для них больше всего пищи.

Поэтому опадающие листья не накапливаются, но накапливается слой перегноя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий