Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 129
§ 21. Ответы на вопросы к теме «Взаимосвязи организмов в природном сообществе»
Проверьте себя
1. Что такое природное сообщество?
Природным сообществом мы называем сообщество живых организмов и среды их обитания, которые живут совместно и находятся во взаимосвязи друг с другом.
Иначе: это совокупность живых организмов, которые взаимодействуют между собой и приспосабливаются к своей среде обитания, поддерживая существование через связи друг с другом.
2. Какие организмы называют продуцентами?
Продуцентами или производителями пищи называют зелёные растения.
Растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества, усваивают энергию солнечного света и производят органические вещества.
В начальной школе продуцентов часто называли производителями.
3. Как отличаются консументы первого порядка от консументов второго порядка?
Консументы потребляют органические вещества, накопленные растениями-продуцентами. Это потребители.
Консументы бывают первого и второго порядка.
Консументы первого порядка употребляют в пищу сами растения. Это растительноядные животные.
Консументы второго порядка употребляют в пищу консументов первого порядка. Это плотоядные животные.
Возможен и смещенный порядок. Например, человек и другие всеядные животные употребляют в пищу как растения, так и других животных.
Любопытно, что консументов второго порядка также могут есть. Например, более крупные хищники или паразиты.
4. Какую роль в природном сообществе играют организмы-редуценты?
Редуцентами называют организмы, которые перерабатывают мёртвые растительные и животные остатки. Это разрушители.
Редуценты не едят живые растения и, тем более, других животных. Они разлагают уже мёртвые остатки на неорганические вещества, тем самым возвращая их в землю.
Эти неорганические вещества могут снова использовать растения для производства веществ органических.
5. Что такое круговорот веществ?
Круговоротом веществ мы называем движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу.
Неорганические вещества становятся органическими, а потом вновь превращаются в неорганические.
6. Приведите примеры видов, которые являются средообразователями в природных сообществах.
Средообразователями называются массовые виды живых существ, которые влияют на условия жизни других видов.
Примеры средообразователей:
- Сосна в сосновом лесу.
- Ковыль, типчак в степях.
- Мох в болоте.
- Бобр на ручье.
- Коралловые полипы на коралловом рифе.
Подумайте!
Почему в лесу не накапливаются опадающие каждую осень листья деревьев и кустарников?
Опавшие осенью листья становятся пищей для различных организмов-редуцентов, таких как грибы, бактерии, черви.
Листья измельчаются, прессуются, перевариваются и постепенно превращаются в неорганические вещества.
Все видели гниющие в лесу листья. Но они гниют не сами по себе. Это результат жизнедеятельности бактерий.
Так происходит накопление перегноя, поверхностного слоя земли, в котором органические остатки перемешаны с неорганическими веществами. Именно в перегное больше всего редуцентов, ведь там для них больше всего пищи.
Поэтому опадающие листья не накапливаются, но накапливается слой перегноя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий