Использован учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 88
Ответы на вопросы к теме «Природа и мы. Проверим себя»
1. Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?
Название раздела — «Природа и мы».
Это значит, что в нём собраны произведения о взаимоотношениях между нами (людьми) и природой (животными). Все эти произведения объединяет одно чувство — любовь к природе.
Этот раздел можно назвать так: «Человек и природа» или «Мы любим природу».
2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.
Только автор художественного текста станет использовать средства художественной выразительности, ведь не просто так они называются художественными.
Для автора научно-познавательного текста интересны только факты.
Например:
Рассказ «Стрижонок Скрип»: «Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка». Средства выразительности делают описание врагов стрижей живым, образным.
Энциклопедия: «Птенцы стрижей могут стать добычей разных птиц от скворца до вороны. Опасность представляют быстрые хищные птицы: сокол, сапсан, коршун». Одни факты, без приукрашения.
3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Д. Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш благополучно добрался до места зимовки? Придумай продолжение рассказа.
Я бы хотела верить, что Приёмыш благополучно добрался до места зимовки. Тогда о его путешествии можно было бы написать так:
Продолжение рассказа «Приёмыш», пример
Первый день перелёта дался Приёмышу тяжело. Он сильно устал и без сил опустился на воду, когда стая остановилась на ночной отдых. Другие лебеди окружили Приёмыша и всячески старались поддержать его. А одна красивая лебедь даже принесла ему в клюве большую рыбу.
Утром Приёмыш чувствовал себя лучше и с новыми силами пустился в полёт.
Так продолжалось много дней. Приёмыш обрёл силу. Молодость брала своё. Он уже уверенно держался в середине стаи, а вечерами сам ловил рыбу и угощал красивую лебедь.
И вот долгожданный юг. Красивое озеро, окружённое пальмами стало домом для лебединой стаи на всю зиму. А Приёмыш уже скучал о своих друзьях и мечтал, как вернётся, и как обрадуется ему добрый Тарас и весёлый пёс Соболько, когда он познакомит их со своей невестой.
4. Подготовься к пересказу рассказа М. Пришвина «Выскочка». Подумай, какой пересказ ты выберешь: краткий, подробный, выборочный или творческий. Какой вид плана ты составишь: вопросный, цитатный, номинативный?
Мне очень нравятся творческие пересказы, то есть от лица кого-либо из героев. Поэтому я выберу именно такой вид пересказа, от лица Вьюшки. А для него составлю вопросный план.
Вопросный план к рассказу «Выскочка», пример
- Как Вьюшка получила своё имя?
- Что дали Вьюшке в подарок?
- Кто стал отбирать косточки?
- Кто отделился от стаи сорок?
- Что сделала Выскочка?
- Как поступила Вьюшка?
- Как вели себя сороки?
Пересказ рассказа «Выскочка» от лица Вьюшки, пример
Раньше я жила на берегах реки Бия в Сибири. Поэтому, когда меня взяли новые хозяева, они назвали меня Бия. Потом стали называть Бьюшка. А потом — Вьюшка. Мне было всё равно.
Однажды хозяева отблагодарили меня за верную службу двумя аппетитными косточками. Я заволновалась — на косточки всегда было много желающих. Я положила одну косточку на траву, а вторую стала грызть.
Вдруг налетели сороки. Эти противные птицы ловко стащили одну косточку. И им захотелось отобрать вторую.
Сороки стали окружать меня. Я внимательно следила за ними. Вдруг я заметила, как одна сорока, Выскочка, решила действовать самостоятельно. Она дуром попёрла на меня.
Я сделала вид, что не замечаю наглой Выскочки и специально стала смотреть на других сорок.
Выскочка подскочила, схватила косточку и попыталась улететь. Но не тут-то было! Я развернулась и схватила её за хвост. Выскочка вырвалась, но её красивый, радужный хвост остался в моей пасти.
Я с усмешкой смотрела, как сороки собрались на дереве и смеялись над глупой Выскочкой. Нет, наверное, в их племени большего срама, чем остаться без хвоста! Так им и надо!
5. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Н. Дуровой, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.
Н. Дурова назвала свой рассказ «И заяц способен на подвиг».
Я бы предложила название: «Как заяц согрел морских свинок». Мой друг предложил другое название: «Заяц-герой».
6. Вспомни рассказ В. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.
Эти два рассказа В. Астафьева сближает любовь автора к природе и назидательный смысл: нельзя трогать птичьих гнёзд, доставать яйца или птенцов. Именно это хотел сказать автор читателям: не вредите природе, а защищайте её.
7. Подготовь научно-познавательный текст о стрижах. Найди информацию в энциклопедии, справочнике, интернете.
Найдём в интернете статью о стрижах и составим по ней небольшой познавательный текст.
Научно-познавательный текст о стрижах, пример
Стрижи — многочисленное семейство птиц, широко распространённых по всему земному шару. В изобилии они встречаются и в России.
Этих птиц отличает обтекаемое тело, длинные саблевидные крылья, небольшой плоский клюв и короткие ноги. Стрижи окрашены в чёрные и серые тона, брюшко обычно чуть светлее.
Стрижи отлично летают. В полёте они проводят почти всю жизнь. Они охотятся на лету, пьют воду и даже спят.
Основу рациона стрижей составляют насекомые, которых они ловят на лету.
Стрижи живут стаями, но образуют семейные пары. Они гнездятся в норках и пещерах на крутых берега, в скалах, пещерах.
В гнезде стрижей до 7 яиц. Птенцов выкармливают оба родителя. Вылетать птенцы начинают через 45 дней после рождения.
8. Что в произведении В. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?
Художественный вымысел:
- Имена стрижей Скрипа и Белого Брюшка;
- История отца и матери Скрипа;
- История с мальчишками;
- Мысли и эмоции Скрипа.
Автор подметил:
- Где стрижи строят гнёзда;
- Как заботятся о птенцах;
- Как защищаются от врагов;
- Чем питаются;
- Как приучают птенцов к полёту;
- Как стрижи улетают на юг.
9. Расскажи, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься. Составь их список.
Обычно я использую статьи в интернет-энциклопедии «Википедия». Это самый популярный познавательный интернет-ресурс. Но иногда пользуюсь и другими справочниками, например, книгой «Энциклопедия животного мира» или Энциклопедическим словарём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий