среда, 16 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Природа и мы. Проверим себя», 4 класс

Использован учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 88

Ответы на вопросы к теме «Природа и мы. Проверим себя»


1. Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

Название раздела — «Природа и мы».

Это значит, что в нём собраны произведения о взаимоотношениях между нами (людьми) и природой (животными). Все эти произведения объединяет одно чувство — любовь к природе.

Этот раздел можно назвать так: «Человек и природа» или «Мы любим природу».

2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.

Только автор художественного текста станет использовать средства художественной выразительности, ведь не просто так они называются художественными.

Для автора научно-познавательного текста интересны только факты.

Например:

Рассказ «Стрижонок Скрип»: «Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка». Средства выразительности делают описание врагов стрижей живым, образным.

Энциклопедия: «Птенцы стрижей могут стать добычей разных птиц от скворца до вороны. Опасность представляют быстрые хищные птицы: сокол, сапсан, коршун». Одни факты, без приукрашения.

3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Д. Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш благополучно добрался до места зимовки? Придумай продолжение рассказа.

Я бы хотела верить, что Приёмыш благополучно добрался до места зимовки. Тогда о его путешествии можно было бы написать так:

Продолжение рассказа «Приёмыш», пример

Первый день перелёта дался Приёмышу тяжело. Он сильно устал и без сил опустился на воду, когда стая остановилась на ночной отдых. Другие лебеди окружили Приёмыша и всячески старались поддержать его. А одна красивая лебедь даже принесла ему в клюве большую рыбу.

Утром Приёмыш чувствовал себя лучше и с новыми силами пустился в полёт.

Так продолжалось много дней. Приёмыш обрёл силу. Молодость брала своё. Он уже уверенно держался в середине стаи, а вечерами сам ловил рыбу и угощал красивую лебедь.

И вот долгожданный юг. Красивое озеро, окружённое пальмами стало домом для лебединой стаи на всю зиму. А Приёмыш уже скучал о своих друзьях и мечтал, как вернётся, и как обрадуется ему добрый Тарас и весёлый пёс Соболько, когда он познакомит их со своей невестой.

4. Подготовься к пересказу рассказа М. Пришвина «Выскочка». Подумай, какой пересказ ты выберешь: краткий, подробный, выборочный или творческий. Какой вид плана ты составишь: вопросный, цитатный, номинативный?

Мне очень нравятся творческие пересказы, то есть от лица кого-либо из героев. Поэтому я выберу именно такой вид пересказа, от лица Вьюшки. А для него составлю вопросный план.

Вопросный план к рассказу «Выскочка», пример

  1. Как Вьюшка получила своё имя?
  2. Что дали Вьюшке в подарок?
  3. Кто стал отбирать косточки?
  4. Кто отделился от стаи сорок?
  5. Что сделала Выскочка?
  6. Как поступила Вьюшка?
  7. Как вели себя сороки?

Пересказ рассказа «Выскочка» от лица Вьюшки, пример

Раньше я жила на берегах реки Бия в Сибири. Поэтому, когда меня взяли новые хозяева, они назвали меня Бия. Потом стали называть Бьюшка. А потом — Вьюшка. Мне было всё равно.

Однажды хозяева отблагодарили меня за верную службу двумя аппетитными косточками. Я заволновалась — на косточки всегда было много желающих. Я положила одну косточку на траву, а вторую стала грызть.

Вдруг налетели сороки. Эти противные птицы ловко стащили одну косточку. И им захотелось отобрать вторую.

Сороки стали окружать меня. Я внимательно следила за ними. Вдруг я заметила, как одна сорока, Выскочка, решила действовать самостоятельно. Она дуром попёрла на меня.

Я сделала вид, что не замечаю наглой Выскочки и специально стала смотреть на других сорок.

Выскочка подскочила, схватила косточку и попыталась улететь. Но не тут-то было! Я развернулась и схватила её за хвост. Выскочка вырвалась, но её красивый, радужный хвост остался в моей пасти.

Я с усмешкой смотрела, как сороки собрались на дереве и смеялись над глупой Выскочкой. Нет, наверное, в их племени большего срама, чем остаться без хвоста! Так им и надо!

5. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Н. Дуровой, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.

Н. Дурова назвала свой рассказ «И заяц способен на подвиг».

Я бы предложила название: «Как заяц согрел морских свинок». Мой друг предложил другое название: «Заяц-герой».

6. Вспомни рассказ В. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.

Эти два рассказа В. Астафьева сближает любовь автора к природе и назидательный смысл: нельзя трогать птичьих гнёзд, доставать яйца или птенцов. Именно это хотел сказать автор читателям: не вредите природе, а защищайте её.

7. Подготовь научно-познавательный текст о стрижах. Найди информацию в энциклопедии, справочнике, интернете.

Найдём в интернете статью о стрижах и составим по ней небольшой познавательный текст.

Научно-познавательный текст о стрижах, пример

Стрижи — многочисленное семейство птиц, широко распространённых по всему земному шару. В изобилии они встречаются и в России.

Этих птиц отличает обтекаемое тело, длинные саблевидные крылья, небольшой плоский клюв и короткие ноги. Стрижи окрашены в чёрные и серые тона, брюшко обычно чуть светлее.

Стрижи отлично летают. В полёте они проводят почти всю жизнь. Они охотятся на лету, пьют воду и даже спят.

Основу рациона стрижей составляют насекомые, которых они ловят на лету.

Стрижи живут стаями, но образуют семейные пары. Они гнездятся в норках и пещерах на крутых берега, в скалах, пещерах.

В гнезде стрижей до 7 яиц. Птенцов выкармливают оба родителя. Вылетать птенцы начинают через 45 дней после рождения.

8. Что в произведении В. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?

Художественный вымысел:

  • Имена стрижей Скрипа и Белого Брюшка;
  • История отца и матери Скрипа;
  • История с мальчишками;
  • Мысли и эмоции Скрипа.

Автор подметил:

  • Где стрижи строят гнёзда;
  • Как заботятся о птенцах;
  • Как защищаются от врагов;
  • Чем питаются;
  • Как приучают птенцов к полёту;
  • Как стрижи улетают на юг.

9. Расскажи, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься. Составь их список.

Обычно я использую статьи в интернет-энциклопедии «Википедия». Это самый популярный познавательный интернет-ресурс. Но иногда пользуюсь и другими справочниками, например, книгой «Энциклопедия животного мира» или Энциклопедическим словарём.

Комментариев нет:

Отправить комментарий