четверг, 10 апреля 2025 г.

Ответы к теме «Страна детства. Проверим себя», 4 класс

Использован учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 55-56

Ответы на вопросы к теме «Страна детства. Проверим себя»


1. Что объединяет произведения данного раздела? Можно ли его озаглавить по иному?

Все произведения в этом разделе объединены темой детства. Героями этих произведений оказываются дети, писатели вспоминают о собственном детстве. Немного в стороне стоит рассказ «Корзина с еловыми шишками», героем которой оказывается взрослый человек — композитор Э. Григ.

Этот раздел можно озаглавить по-другому, например: «Детство время золотое» или «О детках и не только».

2. Какие эпизоды своего детства вспоминает Б. Житков? Как ты думаешь, какие чувства вызывают у писателя эти воспоминания: грусть о прошедшем детстве, радость или только желание поделиться с читателем событиями из своего детства?

Б. Житков вспоминает случай, который произошёл с ним в детстве. Он сломал любимый кораблик бабушки и сильно переживал из-за этого. В этом рассказе есть грусть о прошедшем детстве, но также и чувство стыда за плохой поступок.

Писатель хочет предостеречь читателей от повторения его ошибок. Ведь стыдиться своих поступков никто не хочет.

3. Какие рассказы Б. Житкова ты знаешь? Что их объединяет? Выбери любое произведение Б. Житкова. Подготовь его краткий пересказ. Для этого: определи общую тему всего рассказа; раздели текст на смысловые части; озаглавь каждую часть; составь план. Какой вид плана (вопросный, цитатный, номинативный) ты выберешь для краткого пересказа?

Я читала много рассказов Б. Житкова. Некоторые из них посвящены животным. Писатель с любовью описывает разных животных и хочет, чтобы его любовь передалась читателям.

В других рассказах Б. Житков пишет о смелых людях, которые рискуя собой, приходят на помощь тем, кто попал в беду.

Я бы хотела пересказать рассказ «Мышкин», который произвёл на меня сильное впечатление. Общая тема: дружба человека и кота.

Смысловые части рассказа «Мышкин»

  • Автор обретает кота.
  • Автор учит кота ходить с ним на охоту.
  • Кот делится с автором добычей.
  • Смерть Мышкина и месть автора.

Для пересказа составим вопросный план.

План краткого пересказа рассказа «Мышкин», пример

  1. Кого принёс автору мальчик?
  2. Как автор дрессировал Мышкина?
  3. Как Мышкин научился ловить кроликов?
  4. Как автор отомстил сове, убившей кота?

4. Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Б. Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, юмористическая, фантастическая? Придумай и расскажи. Используй в своей речи средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Если бы Боря нашёл человечков, история стала бы фантастической, ведь таких человечков не бывает. Придумаем такую историю.

Фантастическая история про человечков, пример

Когда Боря оторвал палубу, он действительно увидел внутри корабля маленьких человечков. Они сидели на скамейке, крепко держались друг за друга и испуганно смотрели на огромного Борю.

Человечки были похожи на игрушки, и Боре вдруг стало до слёз их жалко. Он извинился и тихим голосом сказал, что всё сейчас исправит — не волнуйтесь!

Боря аккуратно приставил палубу обратно на корабль, попытался поправить верёвочные лестницы, но у него ничего не получилось.

Но ему на помощь пришли сами человечки. Они выбрались на палубу и стали деловито сновать по ней. Застучали крохотные молоточки, заскрипели пилы. Вскоре корабль блестел, как новый чайник. А человечки подружились с Борей и иногда играли с ним.

5. Какое впечатление произвело на тебя произведение К. Паустовского? Поделись своими мыслями с друзьями. Согласны ли они с тобой? Запиши отзыв на произведение в читательский дневник.

Рассказ Паустовского поразил меня до глубины души. Как случайная встреча могла изменить судьбу маленькой девочки? Это не укладывается в голове!

Отзыв на рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», пример

Этот рассказ написал замечательный писатель — Константин Паустовский.

Героиня рассказа — девочка Дагни, которая встретила в лесу композитора Э. Грига. Григ обещал Дагни подарок и сдержал слово. Он написал прекрасную музыку, которая потрясла Дагни и заставила девушку иначе взглянуть на жизнь.

Мне понравилась та любовь, с которой творил великий композитор. Он вкладывал в свою музыку душу и талант. И его музыка обрела силу, стала живой. Она будила воображение и звала за собой.

Но самое главное, Дагни поняла, что жизнь прекрасна, ведь вокруг живут такие замечательные люди!

Рассказ научил меня видеть в жизни хорошее и не отчаиваться, если бывает трудно.

6. Если бы тебя попросили объединить всё произведения М. Зощенко, которые читал в одну книгу, какое название ты ей бы дал?

Мне кажется, лучше названия, чем придумал сам писатель, не найти. А Зощенко назвал свой цикл рассказов «Лёля и Минька».

7. Обсудите с другом, какими другими произведениями можно дополнить раздел.

Этот раздел можно дополнить произведениями, в которых авторы рассказывают о своём детстве или о других детях, например:

  • Н. Булгаков «Анна, не грусти!».
  • Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  • В. Голявкин «Как я под партой сидел».
  • Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
  • В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью».
  • В. Железников «Три ветки мимозы».
  • Т. Крюкова «Человек нового типа».
  • М. Москвина «Моя собака любит джаз».
  • И. Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото».

8. Подумай, репродукции каких картин можно включить в этот раздел. Какие произведения они могут иллюстрировать?

Сразу вспоминается картина В. Серова «Мика Морозов». Мне кажется, Мика — вылитый Минька из рассказа «Ёлка». А картина В. Серова «Девочка с персиками» отличная иллюстрация к стихотворению Цветаевой «Наши царства», ведь как-то так я представляю себе девочку-фею. А картина В. Поленова «Золотая осень» подойдёт к стихотворению «Бежит тропинка с бугорка», там есть тропинка и бугорок.

В. Серов "Портрет Мики Морозова"

9. Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу? Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему? Какие средства художественной выразительности использует автор?

В третьей строфе интонация становится грустной, поэт сожалеет об ушедшем детстве, которое не вернуть. Четвёртая строфа уже не столь печальная, автор понимает, что ничего не изменить и смиряется с этим.

В стихотворении «Наши царства» интонация меняется в последней строфе, а конкретно в двух последних строках, где поэт высказывает сомнение, что её стихи смогут передать «счастье быть на свете». Здесь появляется озабоченность.

В своих стихотворениях М. Цветаева использует разные средства художественной выразительности.

Эпитеты: царственный, царственно-богаты, диких девочек, невзрослый стих.

Олицетворения: делит лес, бежит тропинка, сонными лугами, поют о добром.

Сравнение: деревья нам качели.

10. С произведениями каких поэтов ты познакомился в данном разделе? Какое стихотворение тебе особенно запомнилось? Почему? Какие мысли хотел передать нам автор?

Я прочитала стихи М. Цветаевой и С. Есенина. Мне запомнилось стихотворение «Наши царства», ведь в нём описаны игры, которые я сама очень люблю. Автор точно хотела сказать, что детство — прекрасная пора, когда можно беззаботно веселиться и играть, и жаль, что детство так быстро проходит.

11. Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?

Стихи в этом разделе разные по своим чувствам. Стихотворение «Наши царства» полно беззаботной радости, стихотворение «Бежит тропинка с бугорка» напитано ностальгией, лёгкой грустью, а стихотворение «Бабушкины сказки» — теплом родного дома, родительской любовью.

12. Вспомни, что такое описание и повествование. Подумай, какие из прочитанных произведений этого раздела являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком произведении главным становится повествование о событиях из жизни героев.

Текст-описание описывает предметы, природу, людей, животных или чувства. Он отвечает на вопросы «Какой? Как выглядит?»

Текст-повествование рассказывает о действиях и событиях. Он отвечает на вопрос «Что произошло?»

Описанию природы посвящено только стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». Остальные произведения раздела говорят о событиях из жизни героев.

13. Назови произведения, где главным становится повествование о событиях из жизни героя.

Повествование о событиях из жизни героя становится главным в произведениях:

  • М. Зощенко «Ёлка».
  • К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
  • Б. Житков «Как я ловил человечков».
  • М. Цветаева «Наши царства».
  • С. Есенин «Бабушкины сказки».

14. В каких стихотворениях используется приём сравнения?

Сравнения мы находим в стихотворении М. Цветаевой «Наши царства» — деревья нам качели.

И в стихотворении С. Есенина «Бабушкины сказки» — разухабистой гурьбой, мы загалдели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий