суббота, 4 января 2025 г.

М. Лермонтов "Нищий", ответы на вопросы, анализ, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 30

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Нищий"

М. Лермонтов "Нищий"

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Фонохрестоматия

1. Стихотворение имеют двухчастную композицию: описание события, которое стало толчком для размышлений лирического героя, и непосредственно излияние чувств и переживаний, страстный монолог героя. Как вы думаете, почему актёр нарочито сдержанно, почти бесстрастно прочитал первую часть стихотворения?

По мнению актёра, главными в стихотворения оказались заключительные строки - обвинения и упрёки лирического героя, а вступление о нищем лишь повод для них, предыстория.

2. Возможны ли другие варианты художественного чтения лермонтовского стихотворения? Попробуйте предложить свой вариант чтения стихотворения, отличный от предложенного актёром.

Можно более эмоционально прочитать строки о нищем и камне, положенном ему в руку. Потому что это история общечеловеческой жестокости, равнодушия. А вот заключительные строки прочитать без эмоций, потому что это горький вывод, касающийся лишь героя. То есть переместить акцент на первую часть стихотворения.

Пример анализа стихотворения "Нищий"

Стихотворение "Нищий" было написано в 1830 году и считается, что поводом для его написания послужили два случая: реальный рассказ нищего о камне, брошенном ему в кружку для подаяний, и невзаимная любовь поэта к Екатерине Сушковой.

Стихотворение из трёх строф и состоит из двух частей: непосредственно описания нищего и камня, ему поданного, и сравнения поэтом себя с этим нищим.

Как нищего бесчестно обманули, вместо куска хлеба протянув камень, так возлюбленная поэта обманула его ожидания, его лучшие чувства.

Приходится признать, что справедливость такого сравнения весьма относительна. Проявлять милосердие к неимущим - это благородно, любить из жалости - это глупость. Если поэт не вызывал у девушки нежных чувств, её нельзя обвинять в обмане. Любовь лирического героя - это его проблема, нельзя перекладывать её на чьи-то хрупкие плечи.

Тем не менее, история неразделённой любви ни может не тронуть сердце читателя, симпатии которого всё равно будут на стороне героя. Герой страдает, молит о любви, но напрасно.

Вы можете сказать, что герой не обвиняет, а просто рассказывает о своей любовной драме, но тогда зачем история о нищем? Тут имеется явная метафора, сравнение себя с нищим. Нищий был обманут жестоко и подло, и подразумевается, что так же подло был обманут влюблённый поэт. Здесь чувствуется явная недосказанность, мы слишком мало узнаём о любви героя, чтобы сделать нужные выводы.

Скорее всего, это проявления юношеского максимализма, завышенных ожиданий, разочарование в которых болью отозвалось в юном Лермонтове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий