понедельник, 13 января 2025 г.

М. Шолохов "Судьба человека", ответы на вопросы, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 200

М. Шолохов "Судьба человека"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Судьба человека".

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды при чтении рассказа показались вам наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова?

Ключевыми моментами, раскрывающими судьбу Соколова являются рассказ о счастливой жизни до войны, когда у него была семья, рассказ о плене, рассказ о смерти жены и детей, рассказ об усыновлении Ванюши.

Лучше всего раскрывается действительный характер Соколова в эпизодах плена. Это момент казни доносчика в церкви, попытка первого побега, столкновение с комендантом Мюллером, удачный побег и желание вернуться на фронт.

М. Шолохов "Судьба человека", иллюстрации, рисунок


2. Какое место в рассказе и почему занимает эпизод психологического поединка Соколова и коменданта Мюллера?

Этот эпизод занимает одну из центральных частей описания жизни Соколова в плену. Именно на нём автор останавливается наиболее подробно.

Соколов к тому времени был совершенно измождённым физически (он потерял 35 килограммов веса), но не сломленным морально человеком. Именно эту моральную силу героя хотел показать автор в этом моменте.

Соколов был готов к смерти, она его не пугала, но показать слабость проклятым немцам он не мог - гордость не позволяла. Как не позволяла ему гордость закусывать иначе, чем крохотным кусочком хлеба - а ведь Соколов умирал от голода: "У меня есть своё, русское достоинство и гордость".

Гордость, твёрдость духа, уверенность в своей правоте, патриотизм - вот качества характера героя, наиболее полно раскрывшиеся в этом эпизоде.

3. Подтвердите примерами справедливость слов Шолохова: "Меня интересует участь простых людей в минувшей войне".

Рассказ "Судьба человека" - самый яркий пример справедливости такого высказывания. Он появился не на пустом месте. В основе сюжета реальная история, которую автору рассказал реальный человек. Этот человек обычный, самый простой, но именно его судьба заинтересовала писателя так, что стала основой рассказа.

4. Рассказ "Судьба человека" отличается от других произведений Шолохова. Его содержание в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает чувства безысходности?

Да, герой этого рассказа Андрей Соколов испытал в жизни немало горя, хлебнул "по ноздри и выше", он потерял всех близких людей, но сам остался жив.

И нашёл себе нового сына, Ванюшку, потому что не мог оставаться один и не мог видеть, как кто-то другой страдает.

Финал рассказа оставляет светлое чувство благодарности Соколову, который остался человеком, который не утратил смысла жизни. Герой и Ванюшка уходят прочь, но мы, вместе с автором, верим, что у них всё будет хорошо - ведь война кончилась и они вместе.

5. Кто ведёт повествование в начале и конце рассказа, а кто - в основной его части? Как в самой манере повествования проявляется характер рассказчика?

Рассказ начинает автор, писатель. Потом речь берёт Соколов, который сам рассказывает о своей судьбе. Завершающие строки опять говорит автор.

По манере повествования мы понимаем, что автор - образованный, грамотный человек, тонкий наблюдатель и ценитель природы. Он отлично знает особенности тех мест, про которые рассказывает. В финале автор даёт волю своим чувствам, состраданию, у него на глаза наворачиваются слёзы.

По манере рассказа Соколова мы также можем составить представление о его характере. Прежде всего это простой рабочий человек, не очень образованный, но честный и открытый к общению. Его речь может быть неграмотной, но она яркая и образная. Иногда Соколов вставляет такие сравнения, которые сделали бы честь любому именитому писателю: "хлебнуть горюшка по ноздри и выше", "похоронил последнюю свою радость и надежду" и так далее.

Соколов - человек гордый, с достоинством, патриот. Эти черты не дают ему опуститься в плену, превратиться в скотину.

6. Как вы объясните обобщённый характер названия рассказа?

"Судьба человека" - рассказ не только про конкретного Андрея Соколова. Это рассказ о схожих судьбах тысяч людей, переживших войну. Каждый из них что-то потерял, чего-то лишился, но и что-то приобрёл. И большинство остались людьми, выйдя из горнила жесточайших испытаний. Их судьбы иные, чем у Соколова, но у всех есть что-то общее.

Творческое задание

Как преодолевает Андрей Соколов своё одиночество? Что нового прибавляет история усыновления Ванюшки к пониманию характера Соколова? В связи с чем герой рассказа говорит "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать"? Какое значение имеет в рассказе портрет Андрея? Почему автору трудно было смотреть в его глаза, словно присыпанные пеплом? Подготовьте развёрнутое сообщение на эту тему.

Похоронив сына, Соколов почувствовал опустошение: "будто что-то во мне оборвалось". Он не знал куда ехать, чем заняться. Возвращаться в Воронеж было для него сравни пытке, ведь там всё напоминало бы ему о погибших детях и жене. Поэтому Соколов поехал к другу в Урюпинск и отдался работе.

Работой и дружбой Соколов спасался от одиночества.

Узнав, что Ванюша лишился отца и матери, Соколов решил усыновить мальчика, ему стало до ужаса жаль малыша: "закипела тут во мне горючая слеза". Этот момент говорит о том, что Соколов был отзывчивым человеком, сострадание для которого - норма вещей. Андрей очень добрый и любит детей. Он понимает, что чужих детей не бывает. И понимает, что вместе легче переносить любую боль. Поэтому он с такой уверенностью заявляет: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать". Порознь они с Ванюшей пропали бы, вместе - у них есть надежда.

Портрет Андрея, данный в начале рассказа, призван показать читателю, как много горя претерпел этот человек. В его "присыпанные пеплом" глаза было тяжело смотреть, ведь они были наполнены "смертной тоской". Большие руки рабочего человека, сгорбленная фигура - образ Соколова с одной стороны передаёт ощущение горя, с другой - надёжности. На такого человека всегда можно положиться, он не подведёт, как бы больно ему самому не было.

Обогащаем свою речь

Объясните значение следующих слов и словосочетаний:

Одолеть - победить.
Доверчивость - вера в слова другого человека.
Бредёт - идёт не торопясь.
Плен - лишение свободы на войне.
Мелкая птаха - маленькая птичка.
Озноб - лихорадка.
Осиротевшие - оставшиеся без родителей.
Совесть - чувство человека, заставляющее поступать правильно.
Отзывчивый - готовый помочь другому человеку.
Послевоенная весна - весна после окончания ВОВ.
Тёплые ветры - ветер с юга или с юго-запада.
Пора бездорожья - распутица осенняя или весенняя.
Переправа - место форсирования водной преграды.
Плетень - забор, плетённый из веток, прутьев.
Ватная стёганка - телогрейка, тёплая верхняя одежда.
Оплошность - ошибка.
Теплынь - очень тёплая погода.
Распутица - бездорожье, грязь.
Украдкой - тайно, незаметно.
Хлебнуть горюшка - испытать много неприятностей в жизни.
Краюшка хлеба - корочка хлеба, крайний кусок буханки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий