четверг, 16 января 2025 г.

М. Лермонтов "Герой нашего времени", ответы на вопросы учебника, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 124-125

М. Лермонтов "Герой нашего времени", "Княжна Мери"

Размышляем о прочитанном

1. Каковы особенности композиции романа Лермонтова "Герой нашего времени"?

События романа "Герой нашего времени" даны автором не в хронологической последовательности, а так, чтобы полнее раскрыть внутренний мир героя.

2. Каков характер Печорина? Он герой или злодей? Осуждает или оправдывает Печорина автор?

Печорин не герой и не злодей, он, по моему мнению, глубоко несчастный человек, не нашедший своего места в мире, который он обвиняет во всех своих злоключениях.

Печорин циник, равнодушный и всезнающий, таким, по крайней мере, он хочет казаться. Он ничему и никому не верит и не хочет довериться. Его душа почти ожесточилась, но Печорин всё ещё пытается иногда пробудить в ней пылающие чувства. При этом, Печорин честен и благороден, хотя может легко сделать больно другому человеку.

Лермонтов не осуждает и не оправдывает Печорина, он последовательно раскрывает его душу.

Портрет Печорина "Его глаза никогда не улыбались"


3. Подготовьте на выбор характеристику одного из героев: Грушницкого, княжны Мери, Веры, Вулича, Вернера, Максима Максимыча и др.

Примеры характеристик героев романа можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Какую роль играют эти персонажи в раскрытии характера главного героя?

Грушницкий показывает, каким мог бы быть Печорин, не будь он самокритичным человеком. История Грушницкого показывает нам презрение Печорина к недалёким людям, пытающимся представить себя исключительными.

История княжны Мери показывает презрение Печорина к светским кокеткам, за которую он посчитал Мери. Но также - наличие совести у героя, который раскаялся в своей жестокости к девочке.

История Веры показывает нам истинную любовь Печорина, которую, однако, он готов забыть в угоду сиюминутным желаниям.

История Вулича показывает фатализм Печорина, который хоть и утверждал, что не верит в предопределение, легко готов был признать правоту Вулича, а значит в душе склонялся к фатализму.

История Вернера показывает каким может стать Печорин в старости - умным и острым на язык циником, хорошо знающим, препарирующим души людей. Но если Вернеру присуще сострадание, то Печорин оказался его лишён.

История Максима Максимыча показала надменность Печорина, его желание казаться исключительным человеком, презрение к окружающим и к самой жизни.

5. Почему лермонтовский роман называют психологическим?

Психологическим мы называем роман, в котором самоанализ героя подвергается критике или оценке автора или рассказчика. Так происходит в романе "Герой нашего времени". Печорин анализирует собственный характер, причины, которые его сформировали, а автор оценивает искренность анализа и даёт свою оценку: виноват свет, общество, отвергнувшее природную чистоту души, исказившее всё лучшее, что изначально заложено в человеке.

6. Какое место в романе "Герой нашего времени" занимает каждая повесть?

Роман начинается с повести "Бэла". В ней мы знакомимся с Печориным и становимся свидетелями его романа с молодой княжной. Причиной романа послужила не любовь, а любопытство, а потому Бэла скоро наскучила Печорину.

В повести "Максим Максимыч" мы видим Печорина со слов старого вояки. И он кажется нам холодным, равнодушным гордецом, которому не мил свет.

Повесть "Тамань" раскрывает нам романтическую душу Печорина. Он увлечён тайной, увлечён ундиной, и не желает зла контрабандистам.

Повесть "Княжна Мери" рассказывает о любви Печорина. Это не любовь к Мери, в которую он играл, чтобы наказать Грушницкого, а любовь к Вере, которая показывает, что душа Печорина может любить и он вовсе не такой равнодушный циник, как себя показывает.

В повести "Фаталист" мы видим отношение Печорина к судьбе, его веру в то, что человек хозяин своей судьбы, и сомнения. Мы понимаем, что герой много размышляет о судьбе и причинах своих несчастий.

7. Проанализируйте одну из сцен свидания Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы (на выбор).

Анализ сцены свидания Печорина и Веры

Герои встретились случайно у грота. Печорин не ждал увидеть здесь Веру, Вера, напротив, знала, что Печорин здесь.

Встреча получилась трогательной с обеих сторон и вызвала у героев яркие чувства и эмоции.

Печорин был рад видеть Веру, в которую был влюблён прежде. Он уважал её как женщину и потому даже отказался от привычных насмешек в сторону мужа Веры, ведь она уважала этого старого человека, больного ревматизмами, а Печорин уважал её чувства.

Вера продолжает мучительно любить Печорина, говоря, что должна его ненавидеть. Но ненавидеть любимого - выше её сил. И уступая своим чувствам, Вера соглашается быть любовницей Печорина.

Печорину же нравилось безусловное доверие Веры. Она, конечно, нравилась ему как женщина, но то, что Вера ничего не требовала, восхищало Печорина. И он считал Веру единственной женщиной, которую он никогда не стал бы обманывать.

При расставании сердце Печорина болезненно сжалось, он подумал, что вернулась молодость, и это его очень обрадовало.

Таким образом, в этой сцене мы видим встречу двух людей, которые любят и уважают друг друга.  Между ними нет недоговорённостей, нет клятв и обещаний. Всё строится на доверии. И каждый полон решимости не предавать другого. Печорин мечтает вернуть времена молодости, когда он был счастлив, Вера просто хочет любить, ничего не требуя взамен.

8. Кто из героев этого произведения кажется самой интересной или самой загадочной личностью? Проанализируйте одну из сцен, эпизоды, которые подтверждают вашу точку зрения.

Самой загадочной личностью романа оказывается Печорин, ту не может быть сомнений.

С одной стороны, его характер вроде бы полностью раскрыт автором, с другой - он полон тайн и противоречий.

Давайте рассмотрим сцену беседы Печорина с Вернером. Это два друга, очень похожих характерами и отношением к миру. Один уверен, что в одно прекрасное утро умрёт, второй - в том, что в прегадкий вечер родился.

Печорин показан в сцене умным человеком, но терзаемым скукой. Он прекрасно понимает, что ему будет ещё скучнее без дураков, но постоянно спорить на умные темы с Вернером выше его сил. Это говорит об интересной загадке Печорина - ему тяжело среди дураков, которые его не понимаю, но его чувства не трогает разговор с умным человеком, который прекрасно его понимает. И так и эдак Печорину плохо.

Печорин хочет сохранить свою загадку, он приходит в восторг, когда Вернер не понимает его замыслов относительно Мери. И так везде. Загадочность Печорина во многом напускная, но она есть, поэтому я считаю его самой загадочной фигурой романа.

9. Постарайтесь на примере одной из сцен или одного эпизода показать особенности стиля Лермонтова (психологизм, ясность, лаконизм и другие черты, о которых говорили современники Лермонтова и наши современники).

Характерной для этого является сцена встречи Печорина и Максима Макимыча в главе "Максим Максимыч".

Узнав, что может увидеть Печорина, старый капитан очень обрадовался и с нетерпением ждал встречи. Но Печорин не спешил. А когда встреча состоялась, то Печорин оказался холоден, хотя и вежлив.

Психологизм Лермонтова выразился в описании чувств Максима Максимыча, который за короткий момент пережил множество различных эмоций. Это радость, с которой старик хотел кинуться на шею Печорина; удивление, когда тот просто протянул руку; беспокойство, когда капитан узнал о скором отъезде Печорина; огорчение и сердитость, при быстром расставании.

В одном коротком отрывке уместилась гамма переживаний. Тут раскрыты и психология, тут и лаконизм, тут и ясность понимания характера человека, который так легко расстаётся с друзьями - для него их просто нет, и не важно, что кто-то думает иначе.

Это очень сильная, эмоциональная сцена, показывающая отстранённость Печорина, его нежелание с кем-либо сближаться, его эгоизм, если хотите.

10. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?

С Грушницким Печорин жестокий и равнодушный. Он безжалостен к чужим слабостям и презирает обманы.

С Вернером Печорин не притворяется, ведь они похожи характерами. Здесь Печорин циник, презирающий свет и изучающий людей, философ, чёрствый к чужим бедам.

С Верой Печорин нежен и действительно любит её, но это не мешает ему заигрывать с Мери. Здесь хорошо виден эгоизм Печорина, для которого собственные капризы важнее счастья любимой женщины.

С Мери Печорин играет, считая её кокеткой, здесь мы видим легкомысленность, равнодушие Печорина, которому плевать на чужие чувства.

11. Меняются ли характеры Мери и Веры на протяжении их взаимоотношений с Печориным?

Характер Мери претерпевает серьёзные изменения по мере развития отношений с Печориным. Если в начале это наивная и добрая девушка, готовая влюбиться в таинственного героя, то есть полная романтизма, то в конце - это разочарованная в любви, негодующая женщина, которая стала лучше понимать мужчин и их обманы.

А вот характер Веры не меняется. Это взрослая женщина с давно устоявшимся характером. Она прекрасно знает Печорина и принимает его таким, как есть. Она просто любит Печорина и желает ему счастья.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, введите их в предложения собственной конструкции, подумайте, какое настроение несут эти слова:

Печально - грустно. Печально он смотрел на разбитую вазу.
Грядущее - будущее. Грядущее казалось ему туманным и неопределённым.
Бремя познанья и сомненья - груз знаний и сомнений. Бремя познанья и сомненья оказалось тяжело для меня.
Бездействие - безделье. Бездействие может быть хуже любого действия.
Постыдно равнодушны - проявляют равнодушие, за которое им стыдно. Друзья постыдно равнодушны к моей отчаянной беде.
Тощий плод - незрелый. Один лишь тощий плод висел на яблоне.
Осиротелый - оставшийся без родителей, одинокий. Осиротелый взгляд скользил по лицам.
Осмеянных страстей - чувства, вызывавшие насмешки. Моя, осмеянная друзьями страсть к физике, постепенно угасала.
Остаток чувства - затухающие чувства. К тебе в груди остался лишь остаток чувства.
Глядя насмешливо назад - с иронией смотря в прошлое. Глядя насмешливо назад, я понимал свои ошибки.
Обманутый сын - сын, обманутый родителями. Обманутый сын обещал себе никогда не верить обещаниям отца.
Промотавшийся отец - отец, спустивший все деньги. Промотавшийся отец печально шёл из казино.

Подумайте, из какого произведения эти слова?

Все эти слова мы можем найти в стихотворении Лермонтова "Дума".


Комментариев нет:

Отправить комментарий