М. Зощенко "История болезни"
Размышляем о прочитанном
1. Против чего направлен пафос рассказа "История болезни"?
Пафос рассказа направлен против состояния больниц, против равнодушия их персонала.
2. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.
- В ванной, куда хотели положить героя, уже лежала старуха.
- В палате лежали и тяжёлые больные, и выздоравливающие, стоял базар.
- Героя с температурой положили возле открытого окна.
- Героя забывали выписывать.
- Жене героя сообщили о его смерти по ошибке.
3. Подумайте, как правильно назвать рассказ Зощенко - юмористическим или сатирическим.
Это сатирический рассказ, ведь сатира основана на обличении пороков общества или человека, что и происходит в рассказе Зощенко. А юмор основан на смешных ситуациях.
Творческое задание
1. Попробуйте написать небольшой рассказ на любую тему из школьной жизни, используя особенности юмора Зощенко или Тэффи.
Рассказ на школьную тему "Учебник и жизнь"
До 8 класса Олечка была отличницей. Она получала одни пятёрки, пока в 8 классе ей не выдали учебник по литературе. В первый же день Олечка почему-то решила не делать домашнее задание и получила двойку. Она проплакала всю ночь и на следующий день не пошла на литературу. Вместо этого она пошла в кинозал.
Олечка не понимала, что с ней происходит. Утром она собиралась в школу, но ноги сами несли её в другую сторону. И так стало происходить каждый день, когда по расписанию у неё была литература.
Олечка не отличалась сильным характером и просто плыла по течению. Она скатилась на двойки, учителя качали головами, а родители каждый день ругали.
Всё кончилось так же неожиданно, как и началось. В очередной раз прогуляв уроки, Олечка забыла сумку с учебниками в парке. И уже вечером усердно строчила в тетрадках, навёрстывая упущенное. Она вновь стала отличницей и гордостью класса. И никто не знал, что с ней происходило целый месяц.
Никто, кроме учебника, которым до Олечки владели одни двоечники и прогульщики. Но учебник пропал в парке.
2. Подготовьте отзыв на рассказ Зощенко или Тэффи.
Отзыв на рассказ М. Зощенко "История болезни", пример
Рассказ "История болезни" был написан Михаилом Зощенко в 1936 году.
По жанру - это острая социальная сатира, направленная против состояния больниц того времени, против качества обслуживания, которое в них имелось.
Серьёзно заболевшему герою приходится проходить настоящие круги ада, начиная с пренебрежения всего медицинского персонала к его состоянию и требованиям, и кончая откровенно опасным действиями медработников, чуть не убивших героя.
Мало того, безответственность персонала едва не довела жену героя до инфаркта ошибочным сообщением о смерти мужа.
Читая этот рассказ, я подумала о том, что современная медицина намного лучше и человечней. Конечно, и сейчас имеются отдельные факты безответственности и равнодушия, но в целом качество услуг в больницах хорошее. И я порадовалась тому, что не живу во времена Зощенко.
Это очень правильный рассказ, который, как мне кажется, выполнил свою основную цель - обратил внимание общества на состояние медицины. И тому, что сейчас нас больше не укладывают в ванны с больными старухами, мы во многом обязаны искромётному таланту писателя.
3. Рассмотрите рисунки датского художника Бидструпа в книге "Читаем, думаем, спорим". Напишите рассказы к его графическим сюжетам на выбор.
Рассказ к сюжету "Бацилла смеха"
В парке было много народа. Все скамейки были заполнены отдыхающими. На одной из них собралась многочисленная компания. Серьёзные мужчины и женщины наблюдали за гуляющими, и только мужичок в центре скамейки увлечённо читал книгу. Вдруг он стал смеяться, видимо прочитав что-то смешное. Он смеялся всё громче и никак не мог остановиться. Соседи по скамейке сперва настороженно косились на весельчака, потом заулыбались. Какая-то дама не выдержала и тонко засмеялось. И тут прорвало! Все сидящие хохотали так, словно услашали смешной анекдот. А мужичок в центре внезапно замолчал и с осторожным недоумением посмотрел на соседей. Он не понимал, почему все вокруг смеются, хотя ничего смешного не происходит.
Обогащаем свою речь
Объясните слова и словосочетания
Фонохрестоматия
1. Как вы думаете, чего больше - грустного или смешного - в рассказе?
Мне кажется, что в рассказе больше грустного, хотя и смешного немало. Но это странный смех, словно сквозь слёзы.
2. На что особенно обращают внимание писатель Зощенко и чтец Анатолий Вологдин?
Писатель и чтец обращают особое внимание на то, как относились в больнице к герою, а по большому счёту - ко всем пациентам.
3. Чем возмущается герой рассказа "История болезни"? Каких интонаций требуют его вопросы - возмущения, недоумения? Как они звучат в чтении актёра?
Герой возмущается порядками в больнице: надписи о выдачи трупов, обмывочным пунктом, старухой в ванне, бельём не по размеру, шумом в палате и прочим.
Его вопросы требуют возмущения и актёр читает их с негодованием: "Куда же вы меня, собаки, привели?!"
4. С каким заболеванием привезли рассказчика в больницу и что постоянно удивляло его там?
Героя привезли в больницу с брюшным тифом. Его удивляли порядки, царящие в особенной больнице, отношение к нему персонала.
5. Как читает Вологдин вопросы, обращённые к медицинским работникам, и как актёр воспроизводит их ответы? Почему медработники недовольны больным?
Актёр читает вопросы героя возмущённым, обиженным тоном, человека, уверенного в своей правоте.
Актёр воспроизводит ответы медработников брезгливым, пренебрежительным тоном.
Медицинские рабоники были недовольны критикой и тем, что герою всё не нравилось: "И то ему, нахалу, не нравится, и это ему нехорошо".
6. К какому выводу пришёл наш герой? Как вы считаете, что преобладает в рассказе - юмор или сатира?
Герой решил, что лучше хворать дома. В рассказе больше сатиры, чем юмора. Потому что юмор всегда смешной, а сатира - горькая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий